Почему поэт приветствует приход зимы. Учительские университеты. Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»

Цели:

  • познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;
  • продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;
  • развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;
  • совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;
  • связно рассказывать о своих впечатлениях;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование : мультимедийная доска, репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», рисунки, фотографии, графика, учащихся, раздаточный материал с напечатанными строфами, стихотворения, маркеры-выделители.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Домашнее задание по стихотворению И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать непробудно…» было предложено в нескольких творческих вариантах:

– выразительное чтение всего произведения,
– чтение одной понравившейся строфы и представление рисунка (фотографии, графики) к этой строфе, пояснение причины выбора этого сюжета.

3. Постановка цели. Актуализация знаний

– Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством И.С.Никитина и его стихотворением «Встреча зимы».

а) Орфоэпическая подготовка (Приложение 1 )

б) Словарно-лексическая работа

– Прочитайте словосочетания, поставьте ударение на выделенную букву: (Приложение 1 )

в) Что обозначают эти слова? Подбери синоним: (Приложение 1 )

4. Первичное чтение текста подготовленными учащимися по смысловым отрывкам (3человека) и обмен впечатлениями о том, что представили.

5. Беседа по содержанию:

– Какой поре посвящено стихотворение?
– Какие части можно выделить?
– Какие картины нарисовал поэт?
– Почему людей радует первый снег?

6. Работа над текстом, смысловыми словами, интонацией

– Каждый из вас сейчас получит карточку с напечатанной одной строфой.

Например:

Здравствуй, гостья-зима,
Просим милости к нам.
Песни севера петь
По лесам и степям.

Например:

Здравствуй, гостья-зима,
Просим милости к нам.

– Теперь прочитайте «цепочкой» выразительно всё стихотворение.

7. Детальный анализ стихотворения

– Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете?
– Любил ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением)
– Как автор относится к простым русским людям? к Родине?
– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает?
– Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?

8. Историческая справка

– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы.
– Почему русский народ не боится зимы?
– Как вы понимаете три последних строфы стихотворения?

9. Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»

– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.
– Каким увидели снег? Воздух? Небо?
– Что чувствуют дети?

10 . Выделение образных выражений и выразительное чтение стихотворения

б) Выразительное чтение произведения 1-2 учениками.

11. Итог урока

– Что особенно понравилось в новом произведении? Что нового для себя узнали?

12. Домашнее задание

Дифференцировано: наизусть 5-6 строф из стихотворения или мини-сочинение «Первый снег» по картине А. А. Пластова.

Приложение 2

Мини-сочинения учащихся по произведению и картине, представленных на уроке

Лебедь Олег

Встреча зимы.
Заканчиваются последние дни осени. Часто идут дожди. Однажды к вечеру пошёл белый пушистый снежок.
Вся природа радуется приходу зимы. Русский мужик радостно кряхтит на морозе. Его душа поёт от удовольствия. Матери укладывают спать своих детей под песни вьюги. Пришла зима на земли святой Руси.

Субботина Марина

Наступила зима.
Выпал первый снег. Все деревья и крыши домов были укрыты снежными шапками. Было морозно, и снег искрился на солнце. Маленькому мальчику и девочке захотелось выйти на улицу. Они стояли на пороге дома и с интересом смотрели, как падает первый снег. Им не хотелось уходить.
Брат и сестра долго любовались этой красотой.

Тема урока: И.Никитин «Встреча зимы».
Цели урока: 1. познакомить со стихотворениями И.Никитина «Встреча зимы»;
2. способствовать развитию умений находить в тексте сравнения и эпитеты; видеть красоту природы; подбирать синонимы к словам.
3. воспитание любви к природе, к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: иллюстрации на тему зимы
Ход урока
I. Организационный момент.
Включайте лампочки-улыбки,
Дарите искорку добра,
Ведь очень часто не хватает
Кому-то лучика тепла!
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Протяните свои ладошки ко мне так, как с доски потягивает ласковое солнышко свои добрые лучики, а я приму ваши улыбки и ваше желание работать на уроке. Я хочу, чтобы урок принес радость общения друг с другом. Чтобы этот урок пополнил ваши знания. Пожелаем друг другу успехов!
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала стихотворение «Встреча зимы».
Теперь прочитайте стихотворение русского поэта И. Никитина «Встреча зимы» и определите, какие эпитеты вам помогли представить себе то, о чём пишет автор.
Встреча зимы
И. Никитин
...На дворах и полях
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему...
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас -
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
снег лежит полотном - ак, матадай қар жатыр
просим милости к нам - қош келдіңіздер
безлюдный простор - елсіз дала
раздолье - кең дала
ковры расстилай- кілем жайып таста
 Произносим правильно: безлюдный, побелевших полей, из-под чёрных кудрей, здравствуй, ковры расстилай.
 Про¬читайте стихотворение. Подумайте, где надо сделать паузы, с какой интонацией прочитать.
 С помощью каких сравнений и эпитетов поэт описывает зиму?
 Как вы думаете, поэту нравится зима, он ей рад? Какие слова и выражения могут подтвердить ваш ответ?
 Какие песни севера будет петь зима?
 О каких мостах и коврах говорится в стихотворении?
IV.Словарная работа.
степь – дала
безлюдный простор – елсіз дала
раздолье – кең дала
Зимой степь очень красива. Она кажется безлюдной – только снег лежит полотном. В лесах и степях зиме раздолье – она любит простор.
V. Чтение стихотворения учениками.
– Читайте стихотворение медленно, так, как вы вглядываетесь в картины природы, которые изобразил поэт.
VI. Физминутка
Если холодно тебе, то делай
Если холодно тебе, то делай так
Если холодно зимой,
Если холодно в лесу
Если ты совсем замерз, то делай так.
(1- хлопки, 2- щеки, 3- перед грудью, 4- хлопки по коленям)
VII.Выполнить рисунки к стихотворению или коллаж «Здравствуй, гостья зима!..»
VIII. Итог урока.
– Какие чувства пробудил в вас урок?
– О чем заставил задуматься?
IX. Домашнее задание:
И. С. Никитина «Встреча зимы» стр 62, выучить наизусть

Скачать методички (классные уроки) для учителей по разным предметам: история, литература, физика. Как провести урок с учеником, вам поможет грамотно составленный план урока. Занятия по математике, литературе, физике, информатике, химии, психологии.

Тема: Знакомство с произведением И.С. Никитина «Встреча зимы» Урок 16


Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.



Проверка домашнего задания

  • с. 66 – 67 – рисунок, выучить отрывок к рисунку


  • Белый снег. Белый мел.
  • Белый сахар тоже бел.
  • А вот белка не бела,
  • Белой даже не была.
  • - Какую картину вы представили?

Встреча зимы

Прочитайте словосочетание.

Что вы можете рассказать по этому поводу?


«Встреча зимы»

Никитин Иван Саввич

1. Как вы думаете, о чем мог написать нам Иван Сергеевич Никитин?


Словарно – лексическая работа ПРИ ЧТЕНИЕ ВЫДЕЛИ ПОДЧЕРКНУТУЮ БУКВУ

ПОУТР У ВЧЕРА ДОЖДЬ;

В П О ЛДЕНЬ ДОЖДЬ ПЕРЕСТАЛ;

НЕТ НИГДЕ ОБЛАЧК А ;

НАШЕЙ Р У СИ СВЯТОЙ


ПОДБЕРИ СИНОНИМ

Сумрачный -

раздолье -

хмельной -

ширь, простор

с давних пор, времен

сейчас, тотчас



Встреча зимы

  • Дождь стучал, туман вставал, веял холод, дождь перестал, начал падать снежок, замерзла река, снег блестит, смотрит лес, гостья зима, гуляй, строй мосты, ковры расстилай, мороз трещит, кровь горит, метель крутит, мутит, вьюга песни поёт.

Прочитайте ключевые слова. Уточните содержание стихотворения.

Прочитайте стихотворение. Подтвердились ли ваши предположения?


Угрюмый

Сумрачный

Осенний

Полото

Разноцветный

Безлюдный

Побелевший

Сдержанный

Православный

Разгул непогод

Незванный

Хмельный

Прочитайте слова.

Все слова вам понятны?


  • - читать надо медленно, вдумываясь в значение слов.
  • - после каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу,
  • - чётко и ясно проговаривать слова,
  • - постараться передать настроение автора и свои чувства.

  • с. 68 - 71

  • Какой поре посвящается стихотворение?
  • Какие части можно выделить?
  • Какие картины нарисовал поэт?
  • Почему людей радует первый снег?

Найдите строки

Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над землёю туман

Облаками вставал.

Веял холод в лицо

От угрюмых небес,

И, Бог знает о чём,

Плакал сумрачный лес


Найдите строки

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём


Найдите строки

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей,


Словно рад он чему,-

И на ветках берез,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слёз


Найдите строки

Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,-

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.


Найдите строки

Нам не стать привыкать,-

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!


  • Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете?
  • Любил ли поэт русскую зиму?
  • Как автор относится к простым русским людям? к Родине?
  • Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает?
  • Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?

  • – Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы.
  • - Почему русский народ не боится зимы?
  • - Как вы понимаете три последних строки стихотворения?

КАРТИНА А. А. ПЛАСТОВА “ ПЕРВЫЙ СНЕГ ”

Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.

  • Каким увидели снег? Воздух? Небо? .
  • Что чувствуют дети?

Выделение образных выражений МЕТАФОРА, СРАВНЕНИЕ ИЛИ ЭПИТЕТ?

СРАВНЕНИЕ

1._________________________туман облаками вставал, снег лежит полотном, как алмазы горят капли слёз, растёт богатырь, что под бурями дуб.

2._________________________угрюмые небеса, воздух лёгок и чист, в чистом поле весна золотая,

Русь святая, гость незваный, на сторонке чужой, безлюдный простор.

3._________________________плакал лес, начал падать снежок, замёрзла река, горят капли слёз, смотрит весело лес, мороз трещит, кровь горит, метель крутит и мутит, вьюга поёт.

ЭПИТЕТ

МЕТАФОРА


Подведение итогов урока

- С творчеством какого поэта познакомились на уроке?

- О чём стихи Ивана Никитина?



  • с. 68- 71- наизусть 5-6 строф Мини-сочинение «Первый снег»
  • с. 68- 71- наизусть 5-6 строф
  • Мини-сочинение «Первый снег»

Тема урока: И.Никитин «Встреча зимы».

Цели урока: 1. познакомить со стихотворениями И.Никитина «Встреча зимы»;

2. способствовать развитию умений находить в тексте сравнения и эпитеты; видеть красоту природы; подбирать синонимы к словам.

3. воспитание любви к природе, к окружающей среде.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: иллюстрации на тему зимы

Ход урока

    Организационный момент.

Включайте лампочки-улыбки,
Дарите искорку добра,
Ведь очень часто не хватает
Кому-то лучика тепла!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Протяните свои ладошки ко мне так, как с доски потягивает ласковое солнышко свои добрые лучики, а я приму ваши улыбки и ваше желание работать на уроке. Я хочу, чтобы урок принес радость общения друг с другом. Чтобы этот урок пополнил ваши знания. Пожелаем друг другу успехов!

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала с тихотворение «Встреча зимы».

Теперь прочитайте стихотворение русского поэта И. Никитина «Встреча зимы» и определите, какие эпитеты вам помогли представить себе то, о чём пишет автор.

Встреча зимы

И. Никитин

На дворах и полях

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

На безлюдный простор

Побелевших пол е й

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей,

Словно рад он чему...

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас -

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

снег леж и т полотном - ак, матадайқаржатыр

просим милости к нам - қошкелдіңіздер

безлюдный простор - елсіз дала

раздолье - кең дала

ковры расстилай-кілемжайыптаста

    Произносим правильно: безлюдный, побелевших полей, из-под чёрных кудрей, здравствуй , ковры расстилай.

    Прочитайте стихотворение. Подумайте, где надо сделать паузы, с какой интонацией прочитать.

    С помощью каких сравнений и эп и тетов по э т оп и сывает зиму?

    Как вы думаете, по э ту нравится зим а , он ей рад? Какие слова и выражения могут подтвердить ваш ответ?

    Как и е п е сни с е вера будет петь зима?

    О каких мост а х и коврах говорится в стихотворении?

IV.Словарная работа.

степь – дала

безлюдный простор – елсіз дала

раздолье – кең дала

Зимой степь очень красива. Она кажется безлюдной – только снег лежит полотном. В лесах и степях зиме раздолье – она любит простор.

V. Чтение стихотворения учениками.

Читайте стихотворение медленно, так, как вы вглядываетесь в картины природы, которые изобразил поэт.

VI. Физминутка

Если холодно тебе, то делай

Если холодно тебе, то делай так

Если холодно зимой,

Если холодно в лесу

Если ты совсем замерз, то делай так.

(1- хлопки, 2- щеки, 3- перед грудью, 4- хлопки по коленям)

VII .Выполнить рисунки к стихотворению или коллаж «Здравствуй, гостья зима!..»

VIII. Итог урока.

Какие чувства пробудил в вас урок?

О чем заставил задуматься?

IX. Домашнее задание:

И. С. Никитина «Встреча зимы» стр 62, выучить наизусть

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Произведение «Встреча зимы», написанное и опубликованное в 1854 году, стало одним из наиболее ярких стихотворений «природного» цикла, особой нитью проходящего через всю жизнь и творчество Ивана Саввича Никитина. В произведениях автор воспевал русскую природу и людей, живущих с ней в гармонии.

Главная тема стихотворения

На первый взгляд, центральной темой произведения является смена сезонов. С одной стороны, это действительно так, поэт посвящает свои строки окончанию черной, дождливой осени, радуется снегу, чистому и холодному, укрывшему все белым покрывалом и словно бы обновившему мир.

С другой стороны, «Встреча зимы» - произведение намного более сложное и многогранное. Помимо радости от наступления самого холодного времени года и подробного, поистине красивого описания природы, укрытой первым снегом, Никитин пишет о народе, населяющем Россию. В иносказательной форме поэт высказывает восхищение людьми, которые не боятся холода, но приветствуют его, которых не пугают ни метели, ни лютая стужа.

Жизнь в России с приходом зимы не останавливается. Несмотря на трескучие морозы, подчас попросту опасные для жизни, несмотря на все тяготы, связанные с необходимостью прокладывать путь через занесенные снегом поля и леса, русские люди радуются зиме, празднуют ее. К суровой зиме даже дети привыкают сызмальства, им «песни въюга поет». По мнению Ивана Саввича, это закаляет характер: «...растет богатырь, что под бурями дуб». Сама природа, подчас жестокая и немилосердная, живет, тем не менее, в мире с русскими людьми — и даже помогает им защищать отчизну от завоевателей.

Именно этой теме и посвящена последняя часть стихотворения. Никитин призывает зиму принять незваного гостя «на сторонке чужой», приготовить ему пир и пропеть песню, припасти для постели белый пух и засыпать метелью след. Данные строки отсылают читателя к многочисленным войнам, ведшимся на территории России в зимнее время — от Ледового побоища, когда само Чудское озеро словно бы поспособствовало победе русского оружия, затянув крестоносцев-тевтонцев под треснувший лед, до отгремевшей совсем недавно войны 1812 года, в которой русским, по словам бежавших в испуге французов, помогал сам «Генерал Мороз».

Структурный анализ стихотворения

Во «Встрече зимы» активно используются архаизмы (хмельный пир, искони и др.), а вот высокая лексика практически отсутствует. Никитин воспевает красоту русской зимы, не прибегая к чрезмерно торжественным, вычурным выражениям. Единственное исключение — предложение о Руси святой, заканчивающееся восклицанием, что только подчеркивает отношение поэта к родине.

Впрочем, недостаток высокой лексики поэт компенсирует обилие других изобразительно-выразительных средств. Особенно часто применяются олицетворения, метафоры, сравнения и эпитеты. Так, ребенок сравнивается с богатырем, который растет, словно дуб под бурями, метель поет песни, и в целом зима — как и вся природа — выступает в роли живого, все понимающего и чувствующего существа.

Перекрестная рифма и короткие строки делают стихотворение певучим, легко запоминающимся.

Во «Встрече зимы» Иван Саввич Никитин не только воспевает красоту русской природы и восхищается холодным временем года, но и отмечает особый склад людей, которые в этой природе живут.