Что такое глагол в русском языке. Какие есть глаголы? Глагол как определение

Глагол. Самый термин глагол некоторые русские грамматики предлагали заменить каким нибудь более понятным названием. Так, В. Ф. Андреев в статье «Знаменательные и служебные слова в русской речи» писал: «Термин глагол есть перевод латинского слова… … История слов

См … Словарь синонимов

ГЛАГОЛ, глагола, муж. 1. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, лицам и числам (грам.). 2. Речь, слово (церк. книжн., поэт. устар.). «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта… … Толковый словарь Ушакова

Муж. слово, речь, выражение; | словесная речь человека, разумный говор, язык. | грам. часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние, страдание. Жить по глаголу (т. е. Божию), архан. в дружбе, согласии, в мире. Глаголать, глаголовать что … Толковый словарь Даля

Времён. Книжн. Устар. Напоминание о фатальной быстротечности жизни. /i> Цитата из стихотворения Г. Р. Державина. БМС 1998, 111. Фильтровать глагол (глаголы). Жарг. мол. Следить за своей речью, быть осторожным в выражениях; не употреблять грубых … Большой словарь русских поговорок

Глагол - Глагол ♦ Verbe В написании с заглавной буквы иногда употребляется как синоним Слова или Логоса, то есть Божественного действия, или Бога в действии, где под действием понимается сотворение смысла. «И Слово стало плотию, и обитало с нами»,… … Философский словарь Спонвиля

ГЛАГОЛ, часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс. В разных языках имеет различные грамматические категории, из которых наиболее типичны время, лицо, наклонение, вид и залог. В предложении употребляется преимущественно в… … Современная энциклопедия

Часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс. В разных языках имеет различные грамматические категории, из которых наиболее типичны время, лицо, наклонение, вид и залог. Основная синтаксическая функция глагола в предложении быть… … Большой Энциклопедический словарь

ГЛАГОЛ, а, муж. 1. В грамматике: часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст. вр.), рода (в прош. вр.) и образующая формы причастия и деепричастия. Глаголы совершенного и… … Толковый словарь Ожегова

В индоевропейских языках часть речи, означающая непостоянное качество или свойство предмета (как имя прилагательное исуществительное), а, наоборот, известный преходящий признак,свойственный предмету в известный ограниченный промежуток времени.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Глагол - ГЛАГОЛ (латинск. verbum). В широком смысле Г. название грамматической категории, заключающей как спрягаемые слова, т. е. слова, имеющие формы времени и наклонения, так и образованные от тех же основ слова, не имеющие форм времени и наклонения … Словарь литературных терминов

Книги

  • Глагол-волк: Лексическая лирика , Арсенов Сергей Иванович. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЛИРИКА - завершающая трилогию о СЛОВЕ книга Сергея Ивановича Арсёнова (издающегося под псевдонимом АГЛОССЕР, член Российского союза писателей с 2018 г.). В первой книге ФИЗИЧЕСКАЯ…
  • Глагол-волк. Лексическая лирика , Аглоссер. Лексическая лирика - завершающая трилогию о слове книга Сергея Ивановича Арсёнова (издающегося под псевдонимом Аглоссер, член Российского союза писателей с 2018 г.). В первой книге Физическая…

ГЛАГОЛ – часть речи, к которой относятся слова, обозначающие действие или состояние предмета или живого существа: идти , спать , находиться .

В русском языке, как и во многих других, различаются глаголы переходные и непереходные. Переходные глаголы управляют прямым дополнением в винительном падеже без предлога: читать книгу , резать хлеб . Винительный падеж может замещаться родительным

а) если действие направлено не на весь предмет, а на его часть: отрезал хлеба ;

б) при отрицании: не читал этой книги . Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения.

Русскому глаголу присущи грамматические категории вида, залога , времени, наклонения ; глаголы изменяются по лицам и числам (а в прошедшем времени – по числам и родам) и относятся к тому или иному типу спряжения.

Глаголы различаются по виду – совершенному и несовершенному.

Совершенный вид показывает, что действие доведено до предела, не может быть продолжено: сделать , отметить , прочитать , вылить , собрать . Форма совершенного вида означает, что действие длится или многократно повторяется: делать , отмечать , читать , выливать , собирать .

Глагольные формы, которые различаются только значением вида, образуют видовую пару: делать – сделать , отмечать – отметить . Некоторые глаголы не имеют видовых пар: они употребляются либо только в совершенном виде: кануть , очнуться , ринуться и т.п. , либо только в несовершенном: пребывать , находиться , иметься , зависеть , ожидать и т.п.

По форме глаголы совершенного и несовершенного вида отличаются друг от друга наличием/отсутствием суффиксов и префиксов: одеть – оде -ва -ть , разглядеть – разгляд -ыва -ть , прыг -ну -ть – прыг -а -ть , с -делать – делать , на -писать – писать . Мена суффикса может сопровождаться чередованием корневого гласного с другим гласным или с нулем: запе реть – запи рать , собрать – соби рать . Некоторые глаголы имеют разнокоренные (супплетивные) видовые пары: брать – взять , говорить – сказать , ловить – поймать .

У некоторых глаголов формы совершенного и несовершенного вида совпадают. Такие глаголы называются двувидовыми. Например: жениться , казнить , использовать , мобилизовать , электрифицировать и подобные. Ср. : Штангист уже использовал две попытки (совершенный вид). – Я использовал этот прибор в течение двух лет (несовершенный вид).

Весьма своеобразна и сложна лексическая и грамматическая сочетаемость глагольных форм совершенного и несовершенного вида с другими словами в предложении. Так, при употреблении форм глагольного вида в пределах одного высказывания нельзя сочетать противоречащие друг другу значения – например, значение начала или продолжения действия со значением завершенности или однократности. Поэтому такие глаголы, как начать , продолжать , быть (в будущем времени), стать и подобные не могут сочетаться с глагольными формами сов. вида: нельзя сказать *начал рассказать , *продолжайте написать , *буду сделать , *не стану отказаться .

В сочетаниях глаголов с обстоятельствами, имеющими значение повторяемости или длительности действия, глагол, как правило, должен иметь форму несов. вида: долго собирался , гуляли вечерами , обычно встаю в семь , постоянно жалуется (нельзя сказать: *долго собрался , *погуляли вечерами , *обычно встал в семь , *постоянно пожаловался ). Однако такие наречия , как постепенно , медленно , характеризующие растянутость действия во времени, сочетаются с формами как несов. , так и сов. вида: постепенно привыкал – постепенно привык , медленно встает (подходит , читает )– медленно встал (подошел , прочитал ).

От глагольных форм страдательного залога следует отличать глаголы, содержащие формант -ся , которые обозначают действие, направленное на субъект этого действия: мыться , купаться , кататься , причесываться и под. Это – возвратные глаголы. Они обладают самостоятельным лексическим значением по сравнению с соответствующими глаголами без -ся и не противопоставлены этим глаголам по залоговым значениям действительности – страдательности. Глаголы типа мыться , кататься , купаться – однозалоговые, они всегда выражают значение действительного залога: действие совершается субъектом, который выражен существительным (или местоимением) в именительном падеже: Мальчик катается на коньках ; Мы купались в пруду .

Некоторые возвратные глаголы не имеют соответствий без форманта -ся : бояться , надеяться , смеяться и т.п. (форм типа *боять , *надеять , *смеять не существует). В тех случаях, когда возвратный глагол соотносителен с глаголом без -ся (мыться – мыть ), может возникать омонимия формы страдательного залога, образованной от переходного глагола, и возвратного глагола; ср. : Мальчик моется в ванне – возвратный глагол (действие направлено на субъект этого действия). – Пол моется один раз в неделю – форма страдательного залога глагола мыть (подлежащее – объект, на который направлено действие, выражаемое глаголом мыть ).

Глагольные формы, противопоставленные друг другу по залогу, формируют соотносительные по смыслу активные и пассивныеконструкции. Ср. : Комиссия рассматривает жалобы трудящихся . – Жалобы трудящихся рассмат­риваются комиссией ; Машинист остановил поезд . – Поезд был остановлен машинистом ; Все любили ее . – Она была любима всеми . Подобные пары предложений описывают одну и ту же внеязыковую ситуацию. Однако каждое из предложений имеет свой собственный логический акцент, и поэтому они не вполне равнозначны. Ср. : Рабочие строят дом (сообщается, что объект строительства – дом, а не что-либо иное). – Дом строится рабочими (а не кем-то другим); Почтальон доставил свежие газеты и журналы (обращается внимание на то, что именно доставил почтальон). – Свежие газеты и журналы доставлены почтальоном (подчеркнуто, кто именно доставил почту).

Настоящее время обозначает действие, совпадающее с моментом речи: иду , читаю ; прошедшее – действие, которое совершалось до момента речи: шёл , читал ; будущее – действие, которое будет происходить после момента речи: пойду , буду читать .

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам: мальчик шел – девочка шла – стадо шло – дети шли .

Настоящее время может обозначать действие как постоянное свойство предмета (При нагревании тела расширяются , а при охлаждении сжимаются )– или же характеризовать возможности либо способности живого существа (Он пробегает стометровку за одиннадцать секунд – т. е. ‘может пробежать’; За сутки слон съедает около ста килограммов пищи – т. е. ‘может съесть, обычно съедает’); такое употребление формы настоящего времени называется настоящим потенциальным.

В настоящем и будущем времени глаголы имеют формы лица, которые показывают, кем производится действие: говорящим(и) – этому соответствуют формы 1-го лица ед. и множ. числа (читаю , читаем , прочитаю , прочитаем ), собеседником (или собеседниками) – этому соответствуют формы 2-го лица ед. и множ. числа (читаешь , читаете , прочитаешь , прочитаете ) или третьими лицами – этому соответствуют формы 3-го лица ед. и множ. числа (читает , читают , прочитает , прочитают ). Совокупность всех личных форм глагола называется его спряжением.

Формы наклонения показывают, как говорящий представляет себе действие или состояние, обозначаемые глаголом, по отношению к действительности.

Если он считает это действие фактом (по отношению к настоящему, прошлому или будущему), то он использует форму изъявительного наклонения: Он посылает (послал , пошлет ) письмо бабушке .

Если говорящий оценивает действие как предположительное или желательное, он использует форму сослагательного наклонения: Послал бы ты письмо бабушке .

Если же говорящий побуждает другое лицо к какому-либо действию или просит его о чем-либо, он использует форму повелительного наклонения: Пошли письмо бабушке !

Сослагательное наклонение образуется прибавлением частицы бы к форме прошедшего времени: взял – взял бы , читал – читал бы .

Повелительное наклонение образуется от основы настоящего времени глагола прибавлением суффикса -и : возьм -у – возьм -и или же без такого прибавления – в этом случае на конце формы повелительного наклонения пишется -й : чита -ю – чита -й или мягкий знак: вын -у – вынь , реж -у режь ). Некоторые глаголы, имеющие в 1-м лице ед. числа так называемое вставное -л (составить – состав -л -ю , готовить – готов -л -ю ), в форме повелительного наклонения оканчиваются на мягкий согласный корня (на письме после согласного ставится мягкий знак): ставь , готовь . Множественное число повелительного наклонения образуется прибавлением форманта -те к форме ед. числа: возьми -те , читай -те , вынь -те , режь -те , составь -те , готовь -те .

Основная роль глагола в предложении – быть сказуемым; в сказуемом воплощаются и основные грамматические категории глагола – наклонение, время, лицо. Инфинитив глагола может употребляться также в функции подлежащего (Курить – здоровью вредить ) и в функции дополнения (Им приказали наступать ).

Глагольные категории залога, вида, времени, наклонения, лица имеют определенные смысловые и стилистические особенности в их речевом выражении. Укажем наиболее характерные из них. Так, формы страдательного залога чаще используются в официально-деловой и научной речи: Право на труд охраняется законом ; Эти явления рассматриваются автором в третьей главе . Для других стилей речи и в особенности для устно-разговорной ее разновидности формы страдательного залога не характерны.

Формы вида – совершенного и несовершенного – употребляются во всех разновидностях речи, но некоторые стили отличаются преимущественным использованием форм какого-либо одного вида. Так, в научном стиле употребительнее несовершенный вид, так как с помощью форм этого вида можно описывать различные свойства и закономерности: горит , расширяются , плавится и т. п. С другой стороны, глаголы совершенного вида, обозначающие однократность или мгновенность действия и содержащие в своей структуре суффиксы -ну , -ану , характерны для разговорной речи и просторечия: двинуть , толкануть и т.п.

Глаголы движения с префиксом при - в несовершенном виде не могут употребляться в форме настоящего времени, обозначающей действие, которое совпадает с моментом речи, – такие формы имеют значение повторяющегося, регулярного действия: Поезд приходит в восемь часов ; По утрам к моему окну прилетают голуби (нельзя сказать: *Смотри , вот приходит поезд ; *Видишь , прилетают голуби ). Другие глаголы не имеют такого ограничения в употреблении; ср. : Смотри , прорубь прямо на глазах замерзает ; Вратарь разбегается и выбивает мяч в поле .

Формы времени наиболее разнообразно представлены в разговорной и в художественной речи. Здесь употребительны собственно настоящее, совпадающее с моментом речи, настоящее историческое (Вчера выхожу , смотрю – Иванов идет . Говорю ему… ), настоящее в значении будущего (Значит , завтра я еду ), будущее в значении настоящего (То как зверь она завоет , То заплачет , как дитя ), будущее, обозначающее события в прошлом (Ни лес не зашумит , ни рыба не плеснет ) – такое будущее, кроме того, в разговорной речи используется для обозначения внезапности действия: Как вскрикнет она , как побежит! Форма будущего времени в значении настоящего употребляется в некоторых жанрах научного стиля речи (в лекциях, учебниках), в публицистике; ср. : Умножим обе части уравнения на два ; Представим себе результат этой политической акции . Однако в целом для этих стилей характерно использование временных глагольных форм (преимущественно настоящего времени) в их собственных значениях.

§1. Общая характеристика глагола как части речи

Глагол - это самостоятельная знаменательная изменяемая часть речи. Глагольное слово объединяет разные формы. Какие именно, зависит от интерпретации некоторых важных понятий.

Обсуждаем проблему толкования

Самые существенные расхождения касаются толкования того, чем являются причастия и деепричастия. Одни авторы считают, что причастия и деепричастия - это особые формы глагола, а другие полагают, что это особые части речи. В результате по-разному трактуется вопрос о количестве глагольных форм. Сторонники первой точки зрения учат, что глагольное слово включает формы:

  • начальную форму - неопределённую форму глагола (или, как её ещё называют, инфинитив),
  • спрягаемые формы, как личные, так и безличные,
  • склоняемую форму - причастие,
  • неизменяемую форму - деепричастие.

А сторонники второй точки зрения исключают причастие и деепричастие из глагольных форм. На нашей схеме поэтому причастия и деепричастия связаны с глаголом прерывистыми линиями.

Все глагольные формы объединяются общими неизменяемыми признаками. Изменяемые признаки, если они есть, могут быть различными.

1. Грамматическое значение: «действие».
К глаголам относятся слова, отвечающие на вопросы: что делать? , что сделать?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные - вид: совершенный-несовершенный, переходность, возвратность, тип спряжения;
  • изменяемые
    • у спрягаемых форм: число, наклонение, время, лицо (в повелительном и изъявительном наклонении настоящего и будущего времени), род (в условном и изъявительном наклонении в прошедшем времени в единственном числе);
    • у склоняемых форм (причастий): род, число, падеж;
    • у неизменяемых форм (неопределённой формы глагола и деепричастия) - нет.

Внимание:
Те, кто исключает причастия и деепричастия из глагольных форм, не рассматривают признаки причастий и деепричастий в этой теме.

3. Синтаксическая роль в предложении:

Личные формы глагола, а также безличные глаголы чаще всего бывают сказуемым.

Я люблю Петербург.
Светает.

Неопределённая форма глагола - сказуемым или его частью, а также подлежащим и несколько реже - главным членом односоставного безличного предложения, дополнением, определением и обстоятельством.

Я люблю гулять по Петербургу.
Гулять по Петербургу - огромное удовольствие.
Быть дождю!
Дети просили нас поехать в Петербург.
У нас возникло желание поехать в Петербург.
Я пошёл пройтись по вечернему Петербургу.

Внимание:
Синтаксическая роль причастий и деепричастий рассматривается только теми авторами, которые относят их к формам глагола.

Причастия бывают: полные - определением, краткие - сказуемым.

Петербург - город, основанный Петром I.

Петербург основан Петром I.

Деепричастия бывают в предложении обстоятельством.

Основав Петербург, Пётр I перенёс туда столицу.

§2. Виды глагола

Вид - это постоянный морфологический признак глагола. Все глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду. Общепринятым является обозначение:

  • СВ - для глаголов совершенного вида,
  • НСВ - для глаголов несовершенного вида.

Вопросы к глаголу как к части речи: что делать? что сделать? - отражают деление глаголов по видам.

Образование видов

Большинство непроизводных русских глаголов - это глаголы НСВ, например: есть, жить, любить, прыгать, кричать.
От них с помощью приставок и суффиксов образуются глаголы СВ, например:

есть → поесть, доесть, переесть,
жить → пожить, дожить, пережить,
любить → полюбить,
прыгать → прыгнуть,
кричать → крикнуть.

Также в русском языке распространено образование глаголов НСВ от глаголов СВ. При этом используются суффиксы НСВ: -ыва-, -ва-, -а-, например:

переписать → переписывать,
сбить → сбивать,
решить → решать.

Некоторые глаголы СВ и НСВ составляют видовые пары, например:

делать - сделать,
писать - написать,

прыгать - прыгнуть,
расписывать - расписать.

Значение у глаголов, составляющих видовую пару, различается только одним компонентом: процесс - результат, многократное - однократное действие.
Многие глаголы СВ и НСВ видовой парой не считаются, т.к. кроме значения вида различаются еще каким-либо дополнительным значением, например:

  • писать (НСВ)
  • дописать (СВ, дополнительное значение: доведение действия до конца),
  • переписать (СВ, дополнительное значение: совершение действия заново),
  • списать (СВ, дополнительное значение: совершение действия по образцу, копирование),
  • исписать (СВ, дополнительное значение: написать много, покрыть письмом какую-то поверхность) и т.д.

Глаголы СВ И НСВ имеют разные формы:

  • у глаголов НСВ в изъявительном наклонении три формы времени, например:
    • настоящее время: люблю, любишь, любит, любим, любите, любят,
    • будущее время: буду любить, будешь любить, будет любить, будем любить, будете любить, будут любить (форма будущего времени, образованная с помощью глагола быть , называется составной формой),
    • прошедшее время: любил, любила, любило, любили.
  • у глаголов СВ в изъявительном наклонении только две формы : будущего и прошедшего времени. Настоящее время у глаголов СВ невозможно, т.к. это противоречит их видовому значению. Форма будущего времени у глаголов СВ не составная, как у глаголов НСВ, а простая: полюбит, посмотрит, узнает и т.д.
    • будущее время: полюблю, полюбишь, полюбит, полюбим, полюбите, полюбят,
    • прошедшее время: полюбил, полюбила, полюбило, полюбили.

Внимание:

В русском языке есть двувидовые глаголы . Это глаголы, у которых значение вида можно определить только в контексте. В одних контекстах они выступают как глаголы СВ, а в других как НСВ, например:

В конце концов преступников казнили (СВ).
Преступников казнили целый месяц (НСВ).
Вчера он обещал (СВ), что заедет к нам сегодня.
Каждый день он обещал (НСВ) заехать, но всякий раз откладывал свой визит.

Не удивляйся:

Если у глагола разные лексические значения, то и видовые пары могут быть разные.

Например:

Учить (НСВ) - выучить (СВ) что? (слова, стихотворение, песню), т.е. учить что-то самому(-ой).
Учить (НСВ) - научить (СВ) кого? (сына, детей, старшеклассников, спортсменов), т.е. учить кого-то чему-то.

§3. Переходность

Переходность - это свойство глагола управлять существительными, выражающими значение объекта действия, например:

любить (кого? что?) мать, животных, книги, шоколад
смотреть фильм, журналы, фотографии
читать книгу, доклад, записку, поздравление
есть мороженое, курицу, суп, торт
пить воду, чай, кофе, сок

Запомните: чаще всего данное значение выражено в русском языке существительными в В.п. без предлога.

В том случае, если при глаголе есть отрицательная частица не , существительное чаще бывает в Р.п. Значение объекта при этом не изменяется. Например:

Не любить (кого? чего?) брата, животных, книг, шоколада.

Если глагол управляет В.п. существительного со значением объекта, то этот глагол переходный. Если после глаголов стоят существительные в других формах, а винительный падеж без предлога невозможен, то глагол непереходный, например: гулять по городу, прыгать в воду, расти около дома, сомневаться в правильности, радоваться удаче и др. Употребление таких глаголов с существительными в В.п. невозможно, например, по-русски нельзя сказать: гулять город, прыгать воду, расти дом, радоваться удачу.

Внимание:

Важно, что от переходных глаголов образуются формы страдательных причастий.

§4. Возвратность

Глаголы делятся на возвратные и невозвратные. Формальным показателем является формообразующий суффикс -ся (-сь), стоящий в конце слова. Если форма возвратного глагола имеет окончание, то суффикс -ся -сь следует за ним, например:

одевал ся, одевалась, одевалось, одевались.

Внимание:

  • суффикс -ся бывает после согласных, например: купался , купается ,
  • суффикс -сь - после гласных: купалась , купались .

Значения возвратных глаголов может быть разным, например:

  • Умываться, одеваться, обуваться (действие субъекта направлено на себя),
  • встречаться, обниматься, целоваться (взаимные действия, направленные друг на друга: нельзя встречаться, обниматься, целоваться с собой),
  • удивляться, радоваться, сердиться (состояние субъекта),
  • ткань мнётся, собака кусается, кошка царапается (признак, характеризующий свойства субъекта),
  • смеркается - безличность.

Запомните:

Возвратные глаголы непереходные.

§5. Спряжение

Спряжение глагола - это характер изменения глагола в форме настоящего времени по лицам и числам. Спряжений два, отнесённость к одному из двух видов производится по набору окончаний. Это означает, что глаголы не изменяются по спряжениям, они относятся к ним. Спряжение, таким образом, постоянный морфологический признак глаголов.

Образцы спряжений

Внимание:

Если окончания ударные, то определение спряжения не вызывает проблем. Не нужно ставить глаголы в неопределённую форму: окончания ясно слышны, поэтому вы не ошибётесь ни в написании, ни в разборе.
Проблема может возникнуть лишь с глаголами, у которых окончания в безударном положении.

Для того чтобы определить окончания или тип спряжения глаголов с безударными окончаниями, нужно поставить глагол в неопределённую форму. Если глагол на -ить , то это глагол 2 спряжения.
Исключение : брить, стелить и устаревшее слово зиждиться . Также ко 2 спряжению относятся

  • 7 глаголов-исключений на -еть : вертеть, терпеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, и видеть, и смотреть ,
  • 4 глагола-исключения на -ать : гнать, держать, слышать, дышать .

Остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к 1-му спряжению.

Внимание:

Глаголы хотеть, бежать и чтить особенные. Их и все производные от них, например: побежать, добежать, перебежать, сбежать, пробежаться и т.п., относят к разноспрягаемым глаголам. Особенность глаголов этой группы в том, что в одних формах эти глаголы имеют окончания 1 спряжения, а в других - 2. Проспрягаем эти глаголы:

хотеть - хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят (в ед.ч. окончания 1 спр., во мн. - 2).
бежать - бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. - окончание 2 спр.)
чтить - чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. - окончание 2 спр.)

Внимание:

Глаголы есть и дать не относятся ни к какому спряжению. У них особые наборы окончаний.

Есть - ем, ешь, ест, едим, едите, едят,
Дать - дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

Так же изменяются глаголы, являющиеся производными от есть и дать, например: поесть , доесть , съесть , передать , подать и т.п.

Знать спряжение глаголов нужно, поскольку это знание позволяет правильно писать личные окончания глаголов, а также суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени. Умение определять спряжения глаголов нужно и при выполнении морфологического разбора.

§6. Наклонение

Наклонение - это изменяемый морфологический признак. Он выражает отношение действия к реальности. Наклонений в русском языке три:

  • изъявительное,
  • повелительное,
  • условное (также распространён термин "сослагательное").

Изъявительное наклонение

Глаголы в изъявительном наклонении выражают реально происходящие действия и изменяются по временам.

Времён в русском языке три: настоящее, прошедшее и будущее. Формы настоящего и будущего времени могут совпадать. В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам. Окончания, таким образом, служат не только показателем лица и числа, но и времени и наклонения. В прошедшем времени глаголы изменяются . Окончания служат показателями числа и рода, а формообразующий суффикс -л - показателем времени и наклонения.

Повелительное наклонение

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение. Глаголы в повелительном наклонении имеют формы единственного и множественного числа 1, 2 и 3 лица. Примеры:

  • пойдём, пойдёмте, давай пойдём, давайте пойдём - формы 1 лица выражают побуждение к совместному действию;
  • иди, идите - формы 2 лица выражают побуждение к действию;
  • пусть (пускай) идёт , идут , да здравствует - побуждение относится к 3 лицу.

Формы повелительного наклонения со словами давай , давайте , пусть , пускай , да называются аналитическими формами. Эти слова участвуют в образовании форм 1 и 3 лица и являются показателями повелительного наклонения вместе с глаголами, с которыми они употребляются.

Условное наклонение

Глаголы в условном наклонении могут выражать:

  • условие,
  • действие, возможное при каких-либо условиях.

Если бы ты позвонил , мы бы встретилис ь. Если бы мы встретились , я бы вернула тебе книгу.

Форма глаголов в условном наклонении такая же, как в прошедшем времени изъявительного наклонения*, но с частицей бы . Если форма выражена двумя словами, то считается аналитической. Значит, показателем условного наклонения является формообразующий суффикс -л и частица бы .

* Мнения относительно формы глагола в условном наклонении различны. Одни авторы полагают, что это форма прошедшего времени, а другие считают ее омонимичной форме глагола в прошедшем времени.

§7. Время

Время - это изменяемый признак. Время, как и наклонение, глагольная категория. Они не свойственны другим частям речи.
Время глагола выражает соотношение времени действия и момента речи. Формы времени различаются только в изъявительном наклонении. Времён три:

  • прошедшее,
  • настоящее,
  • будущее.

Не у всех глаголов есть формы всех трёх времён. У глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени.

Реальное время и грамматическое время могут не совпадать. Например:

Вчера он приходит и говорит : - Сегодня я пришёл вовремя

(действие в прошедшем выражено формами настоящего времени).

Будущее время может быть выражено аналитически, двумя словами: глаголом быть в нужной форме и глаголом несовершенного вида в неопределённой форме, например:

У глаголов совершенного вида образуется только простое будущее время, например: уеду , напишешь , посмотрим.
По-русски нельзя сказать: будешь написать, будем посмотреть. Это грубое нарушение морфологической нормы.

§8. Лицо

Лицо - это изменяемый признак у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и глаголов повелительного наклонения. Лицо обозначает производителя действия.
Если действие совершается говорящим, то глагол ставится в форму 1 лица.
Если действие совершается слушающим, то глагол ставится в форму 2 лица.
Если действие совершается другими лицами, не участвующими в разговоре, то глагол ставится в форму 3 лица.

Я люблю апельсины. (1 л., ед.ч.)
Мы любим апельсины. (1 л., мн.ч.)

Ты любишь апельсины. (2 л., ед.ч.)
Вы любите апельсины. (2 л., мн.ч.)

Он любит апельсины. (3 л., ед.ч.)
Они любят апельсины. (3 л., мн.ч.)

В русском языке возможны глаголы, обозначающие действие, у которого нет производителя. Такие глаголы называются безличными.

Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают состояние природы или человека, которое не зависит от их воли. Поэтому и природа, и человек не рассматриваются как производители действия.

Темнеет.
Смеркалось.
Меня тошнит.
Мне нездоровится.

Формы глагола в безличной форме не могут быть сказуемым в двусоставном предложении. Они являются главными членами односоставных безличных предложений.

§9. Род

Род - это изменяемый морфологический признак глагола. Глаголы имеют формы рода в ед.ч. прош. времени изъявительного наклонения и формы ед.ч. условного наклонения.

Урок прошёл , лекция прошла , собеседование прошло , встречи прошли (в прош. времени изъявит. накл. род различается только в ед.ч.).
Если бы урок прошёл (лекция прошла , собеседование прошло) , мы бы ушли домой (в усл. накл. род различается только в ед.ч.).

§10. Число

Число - морфологический признак, свойственный всем глагольным формам, кроме неопределённой формы глагола и деепричастия.

Формы глагола

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли считать, что глагол - это знаменательная часть речи?

  2. Какие морфологические признаки объединяют все глагольные формы?

    • Непостоянные (изменяемые) признаки
  3. Глаголов какого вида больше среди русских производных глаголов?

  4. Формы какого времени нет у глаголов СВ?

    • Настоящего
    • Прошедшего
    • Будущего
  5. Могут ли непереходные глаголы управлять существительными в В.п.?

  6. Верно ли считать, что переходные глаголы невозвратные?

  7. Как называются глаголы, имеющие в одних формах окончания 1-го спряжения, а в других - 2-го?

    • Безличные
    • Переходные
    • Разноспрягаемые
  8. Как изменяются глаголы в настоящем времени?

    • По лицам и числам
    • По числам и родам
  9. Могут ли безличные глаголы быть сказуемым в двусоставных предложениях?

  10. Является ли время постоянным (неизменяемым) признаком глагола?

  11. Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

    • По лицам и числам
    • По числам и в единственном числе по родам
  12. Являются ли однокоренные глаголы с разными приставками и разным значением видовой парой: переписать - дописать ?

Правильные ответы:

  1. Постоянные (неизменяемые) признаки
  2. Настоящего
  3. Разноспрягаемые
  4. По лицам и числам
  5. По числам и в единственном числе по родам

Вконтакте

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Курсовая работа

По специальности“Социальная психология”

Cтудентки 1-го курса ФЭИ “Тележурналистика” гр.157

Челпановой Анны

1. Что такое глагол.

2. Определение глагола.

3. Виды глагола. Способ глагольного действия.

4. Отношение форм.

5. Продуктивные классы глаголов.

6. Заключение.

7. Список используемой литературы.

Что такое ГЛАГОЛ?

Глагол-знаменательная часть речи, называющая действие или состояние как процесс (кипел, горел пожар московский дым расстилался по реке (Н. Соколов).

Глагол отвечает на вопрос “ Что делать” ,Что сделал, Что сделает.

Общее грамматическое значение действия проявляется в более конкретных значениях:

1. Перемещение, движение или положения в пространстве (плыть, плавать, сидеть, ходить)

2. Трудовая, творческая деятельность: ковать, рыбачить, раскрашивать.

3. Умственная деятельность, в том числе мыслительно-речевая (сопоставлять, задуматься, прорешать, сказать, вообразить)

4. Эмоционально-техническая деятельность (тосковать, грустить, радоваться, ненавидеть)

5. Физические и прочие состояния человека (спать, болеть, выздоравливать)

6. Состояние (или его изменение) природы(вечереет, подмораживает, светает)

Главнейшие морфологические признаки глагола: вид, время, наклонение, лицо.

Синтаксическая роль в предложении-сказуемое: но лето быстро летит.

Летит-глагол несовершенного вида, невозвратный, непереходный, 2-е спряжение, изъявительное наклонение, настоящее время, 3-его лица единственного числа, является простым глагольным сказуемым, составляя вместе с подлежащим лето грамматическую основу предложения.

В глагол как в часть речи обычно объединяют различные морфологически охарактеризованные словоформы. Это личные формы глагола изъявительного наклонения, обладающие в настоящем-будущем времени категориями вида, залога, времени, лица, числа и рода

Группа глаголов

Все русские глаголы с точки зрения видовых соотношений могут быть представлены в виде следующих групп:

1. Группа глаголов, имеющих соотносительные по виду пары (рассказать-рассказывать, достать-доставать, начать-начинать и т. д.). Все современные ученые признают, что именно такие отношения связывают глаголы совершенного вида и образованные от них посредством суффиксации глаголы несовершенного вида.

2. Группа глаголов совершенного вида, не имеющих соотносительных глаголов несовершенного вида (толкнуть, расстараться и т. д.).

3. Группа глаголов несовершенного вида, не имеющих соотносительных глаголов совершенного вида (жить, стоять, горевать и т. д.).

4. Группа двувидовых глаголов. Эта группа требует к себе особого внимания, в частности,потому, что она весьма активно пополняется за счет глаголов такого типа, как телефонизировать, индуктировать, механизировать, электрифицировать, химизировать и т. д. Это - одно из множества проявлений научно-технической революции. Вторжение в литературный язык большого количества глаголов из области науки и техники создает в русском языке группу глаголов с нетипичным для русского языка индифферентным отношением к видам. Не следует, впрочем, думать, что глаголы такого типа появились в русском языке лишь в самое последнее время. Двух видовые глаголы женить, казнить, миловать издавна существуют в русском языке.

ВИДЫ ГЛАГОЛА

Наличие грамматической категории вида являетсяхарактерной

особенностью славянских языков.

Вид и способ глагольного действия. Понятийная категория вида в русском

языке выражается, в частности, в категории способа глагольного действия.

Вопрос о соотношении категорий вида и способа действия традиционно

относится к числу дискуссионных. Согласно наиболее распространенной в

современной аспектологии точке зрения, способы действия представляют собой

различные классы производных глаголов, связанные с исходным глаголом

регулярными словообразовательными отношениями (например, хаживать

представляет собой многократный способ действия, обозначаемого глаголом

ходить, зашуметь – начинательный способ действия, обозначаемого глаголом

шуметь и т.п). Способ действия не является грамматической категорией, так

как его выражение в русском языке не обязательно. Мы говорим Он ко мне

частенько захаживал (многократный способ действия) – если мы хотим

специально выразить в глаголе идею многократности. Но мы можем обозначить

ту же ситуацию словами Он ко мне часто заходил, оставив эту идею в глаголе

невыраженной. Способ действия есть результат определенной семантической

модификации исходного глагола, которая выражается формальными средствами –

приставками и суффиксами. Так, глаголы закричать, накричаться,

покрикивать, крикнуть представляют собой различные семантические

модификации глагола кричать, каждой из которых соответствует свой

формальный показатель. Некоторые из типов модификаций действия исходного

глагола весьма близки, иногда даже тождественны, некоторым типам

семантических соотношений в видовых парах. Поэтому бывает так, что один и

тот же глагол является видовым коррелятом к некоторому глаголу

противоположного вида и одновременно одним из образованных от него

способов действия. Так, например, глагол понравиться являет ся видовым

коррелятом к нравиться и его начинательным способом действия.

Глаголы типа прыгнуть, кинуть или укусить являются одновременно

однократным способом действия к прыгать, кидать и кусать и их видовыми

коррелятами. Хотя подобные совмещения функций встречаются относительно

редко, в принципе такая возможность существует и обусловлена она сходством

семантических отношений между членами видовой пары и между мотивирующим

глаголом и его способом действия. Другими словами, содержательная сторона

что множество передаваемых той и другой категорией значений имеет большую

область пересечения. Различие же между ними касается функциональной

Значения, относящиеся к понятийной категории вида (такие, как временная

локализация, динамичность/статичность, кратность, длительность,

моментальность, узуальность и т.п.), могут быть выражены и другими

средствами.

значения: «совершенный вид» и «несовершенный вид». Выражение этого

противопоставления является для русского языка обязательным: всякий

глагол, употребленный в высказывании на русском языке, обладает тем или

либо несовершенного вида. Это распространяется, в том числе, и на так

называемые двувидовые глаголы: в предложениях типа Я женюсь, где глагол

может быть понят двояким образом – как глагол сов. вида (будущего времени)

и как глагол несов. вида (настоящего времени), имеет место грамматическая

неоднозначность, порождаемая внешним совпадением (омонимией) разных

грамматических форм. Эта неоднозначность разрешается в более широком

контексте, ср. Решено. Я женюсь [несов. вид] на Мари и уезжаю с ней в

Париж и Я женюсь [сов. вид] на Ирине, если она согласится жить со

мной в шалаше.

Семантика видового противопоставления. При помощи категории вида в русском

языке могут выражаться различные смысловые противопоставления, относящиеся

(семантическом инварианте) – каждого из видов, а также самого видового

противопоставления – и о частных значениях видов (частновидовых

значениях).

Аспектуальная система русского языка опирается на определенный способ

концептуализации действительности. А именно, различаются следующие

положение дел, сохраняющееся неизменным на протяжении некоторого отрезка

времени: Маша любит Петю; Васю знобит. Когда одно состояние сменяется

другим, это концептуализуется как событие. Событие – это переход в новое

состояние (в некоторый момент времени имело место одно состояние, а в

некоторый последующий – уже другое): Маша разлюбила Петю; Вася

согрелся.

Наконец, процесс – это то, что происходит во времени. Процесс состоит из

последовательно сменяющих друг друга фаз и обычно требует энергии для

своего поддержания: мальчик гуляет, играет; они разговаривают; костер

горит. Русская аспектуальная система устроена таким образом, что глаголы

сов. вида всегда обозначают события, а глаголы несов. вида могут

обозначать любое из трех типов явлений: прежде всего процессы (кипит,

беседует с приятелем, долго пишет письмо) и состояния (умирает от

нетерпения, хворает, чего-то ждет), но также и события (внезапно понимает,

каждый день приходит).

Соответственно, общее значение видового противопоставления состоит в том,

что сов. вид, всегда выражающий событийность, противопоставляется несов.

виду, немаркированному в этом отношении, т.е. способному выражать как

процессуальность или стативность, так и событийность. Эта инвариантная

семантика видового противопоставления реализуется различными способами в

зависимости от контекста. Имеется в виду контекст в широком смысле, куда

входит тип лексического значения самого глагола (так как семантика

видового противопоставления различна для глаголов разных семантических

Языке образуют видовую пару (совершенный и несовершенный вид). Например, «думать» – несовершенный вид, а «придумать» – совершенный вид. Дело в том, что глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос « ?», а глаголы совершенного вида – на вопрос «что сделать?».

Глаголы в русском языке могут употребляться в изъявительном, повелительном и условном наклонении. В предложениях «Я думаю», «Я думал», «Я буду думать» глаголы употреблены в изъявительном наклонении, т.к. в них говорится о действиях, которые происходят, происходили или будут происходить. В предложении «Подумай и !» глаголы употреблены в повелительном наклонении, т.к. здесь дается приказ или выражается просьба что-либо сделать. В предложении «Я бы подумал, если бы знал» указывается на то, что действие не произошло, но могло бы произойти при определенных условиях, поэтому это условное наклонение.

Следует отличать – инфинитив. Это неизменяемая форма глагола. Она обозначает действие или состояние, но не определяет ни времени, ни лица, ни числа. Инфинитив может заканчиваться на «ть» (говорить, ), на «ти» (идти, нести), на «чь» (лечь, ). Глаголы, оканчивающиеся на «ся» или «сь» называют возвратными.

Настоящее время употребляется, когда мы говорим о действиях, совершающихся в данный момент, постоянно, повторяющихся. Прошедшее время употребляется, когда мы говорим о событиях, которые уже произошли. Будущее время означает, что действие будет происходить в будущем, будет повторяться, иметь результат. Существует две формы будущего времени (просто и сложное). «Я пойду» - простое будущее время. «Я буду идти» - сложно будущее время.

Глаголы в русском языке относятся к I, II спряжению. К I спряжению, как правило, относятся глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на «еть». Ко II спряжению, как правило, относятся глаголы на «ить». Однако в русском языке есть глаголы-исключения, которые нужно запоминать. Так, ко II спряжению не относятся глаголы «брить», «стелить». Но ко II спряжению относятся некоторые глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на «еть» и «ать». Это глаголы «смотреть», «видеть», «терпеть», «ненавидеть», «обидеть», «зависеть», «вертеть», «гнать», «держать», «слышать», «дышать».

Глаголы в русском языке также делятся на переходные и непереходные. Если действие субъекта переходит на объект, то это переходный глагол («Я ем апельсин»), если нет – это непереходный глагол («Я сплю»). Глаголы в действительном залоге употребляются тогда, когда нас в первую очередь интересует субъект («Солнце освещает Землю»). Страдательный залог употребляется в обратном случае, когда говорящего больше интересует объект («Земля освещается Солнцем").