Кустарники названия для школьника. Какие бывают кустарники: виды, названия и фото. Блиц «В гостях у деревьев»
Кустарники являются еще одной большой группой древесных цветковых растений. В отличие от деревьев , они характеризируются наличием во взрослом состоянии не одного главного ствола, а нескольких, растущих бок о бок и достигающих различной толщины и высоты. Эти стволики берут свое начало у самой поверхности почвы из спящих почек основного побега, который развит из семени. Они быстро растут, часто перегоняя материнский побег и постепенно сменяя друг друга за счет отмирания стволиков в центре куста и появления новых по сторонам. Продолжительность жизни кустарников в целом может составлять несколько сотен лет, но в отдельности, каждый из побегов в среднем живет от 10 до 40 лет, а высота их колеблется в пределах от 0,8 до 6 м.
Кустарники широко распространены по всей планете от экваториальных областей до холодных зон. Чаще всего они бывают дикорастущие (орешник), которые расположены, как на окраинах лесов (лесотундра, кустарниковая степь), так и в лесах, образуя подлески. В украшении ландшафта дачного участка или сада неотъемлемой частью являются также и декоративные кустарники с их чудесной листвой и обворожительными цветами. Сегодня известно множество видов этих растений, которые выполняют разные функции. Основные из них – это плодовые, декоративные лиственные и декоративные цветущие кустарники. Растения первого вида способны давать насыщенные витаминами плоды, большинство из которых человек употребляет в пищу. К ним относятся крыжовник, смородина, малина, барбарис, ежевика и др.
Часто небольшие кусты очень привлекательно и красиво цветут (жасмин, сирень, гортензия, гибискус, спирея и т.д.). Существуют сорта декоративных кустарников, цветение которых происходит весной или летом. Кроме того, цветы у них бывают совершенно разной окраски, формы и размера.
Те садовые кустарники, которые цветут невзрачными цветками (самшит, плющ), также высоко ценятся благодаря очень красивым листьям ярко-зеленого цвета и необычной формы. В основном они используются для образования живой изгороди, а также в разных композициях из растений, дополняющих ландшафтный дизайн. При выборе таких видов главную роль играет цвет и фактура листа.
Все кустарники по-разному относятся к морозам и солнечному свету. В связи с этим они разделяются следующим образом:
- весьма морозостойкие растения - красная бузина, сибирский боярышник, сибирский дерен, карагана древовидная и др.;
- морозостойкие – это калина обыкновенная, боярышник обыкновенный, жимолость татарская, роза морщинистая, туя западная и т.д.;
- умеренно морозостойкие - спирея, обыкновенная бирючина, чубушник, шиповник и пр.;
- светолюбивые культуры - это сирень, шиповник, спирея, рябинник рябинолистный и т.д.;
- полутеневыносливые - красная бузина, жимолость татарская, боярышник, спирея калинолистная, гортензия метельчатая и пр.;
- теневыносливые – лещина, дерен красный, бирючина обыкновенная, бересклет бородавчатый и др.
Посадка саженцев декоративных кустарников главным образом производится осенью. Для этой цели спустя месяц после опадения листьев выкапываются ямы, в них засыпается дренаж и помещаются саженцы с открытой корневой системой или с земляными комками. Однако теплолюбивые сорта растений приживаются лучше весной, причем их посадка производится перед тем, как на побегах начнут распускаться почки.
Ольга Блинова
Домашнее задание «Деревья. Кустарники»
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
ТЕМА ЭТОЙ НЕДЕЛИ - «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ » .
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ TEMЫ.
Дети должны знать :
названия основных (в данной местности) деревьев ;
внешнее сходство и различие деревьев ;
названия частей дерева (корни, ствол, ветви, ветки, крона, листья, иголки; пень, ствол покрыт корой, на цветущих деревьях есть почки , цветки, семена, плоды);
зависимость роста и развития деревьев от времени года ;
названия наиболее распространенных в данной местности кустарников ;
правила поведения в лесу, охраны зеленых насаждений в городе.
Дети должны уметь :
отличать деревья от кустарников по строению ;
применять полученные знания, на практике, в решении поставленных задач ;
активно использовать словарь названий, признаков, действий по теме;
использовать сенсорную информацию, полученную ранее, активизировать память, операции мышления (сравнение, классификация, анализ, синтез, включать воссоздающее и творческое воображение;
действовать сообща со сверстниками, проявлять коммуникативные умения.
Попробуйте повторить эту тему в играх и беседах с детьми.
Дидактическая игра «Отгадай и покажи»
Ожидаемый результат : дети должны знать отличительные признаки наиболее известных в данной местности деревьев , отгадывать по ним загадки; уметь находить названное дерево среди множества предложенных на картинках.
Цели : развивать логическое мышление, внимание; воспитывать выдержку при отгадывании загадок.
Взрослый загадывает загадки по своему выбору. Дети должны отгадать и найти дерево среди других на картинках.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза.)
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной.
А на кончиках ветвей,
Много-много желудей. (Дуб.)
Осенью, как только свистнет
Зыбкий ветер-дождевик,
У него зеленые листья
Покраснеют в тот же миг. (Клен.)
Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок-то - медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (Липа)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель, сосна.)
Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок. (осины) .
Кудри в речку опустила,
И о чем-то загрустила.
А о чем грустит,
Никому не говорит. (Ива.) Ягоды не сладость,
Зато глазу радость.
И лесам украшение,
И дроздам угощение (Рябина) .
Есть шишки, но не ель.
Есть иголки, но не сосна.
Живет больше ста лет,
Но не дуб. (Кедр.)
Стройная, высокая,
С липкою смолой,
Крепкой древесиною,
Шапкою густой. (Сосна.)
Дидактическая игра «Дерево - куст »
Ожидаемый результат : дети должны знать названия наиболее распространенных в данной местности деревьев и кустарников , различать их по особенностям строения; уметь внимательно слушать названия, которые произносит педагог и быстро реагировать соответствующими движениями!
Цели : развивать быстроту реакции, память; формировать интерес к играм, в которых можно проверить собственные знания.
Взрослый называет деревья и кустарники . Дети на кустарник должны присесть , подняв руки вверх, а на дерево - встать на цыпочки с поднятыми руками. Тот, кто ошибается, называет главные особенности внешнего вида данного растения.
Эту игру можно провести с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку и называет дерево иди кустарник , а ребенок должен поймать мяч и сказать соответственно «Дерево » или «Куст » .
Подвижная игра «Где растет дерево ?»
Ожидаемый результат : дети должны знать, как называются участки леса, рощи, на которых растут деревья одного вида ; уметь внимательно слушать сигнал педагога и быстро реагировать на него; бегать, в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Цели : развивать ориентировку в пространстве, внимание, память; воспитывать умение не нарушать правила игры.
Материалы : значки для детей с изображением разных деревьев .
Дети становятся деревьями , которые вместе образуют смешанный лес. По сигналу «Смешанный лес» дети бегают по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга, а по сигналу «Берёзовая роща» , «Дубрава» , «Сосновый бор» , «Осиновая роща» дети, у которых значок с изображением соответствующих пород деревьев , становятся в круг, очерченный в середине площадки.
Дидактическое упражнение «Дорисуйте за художника»
Ожидаемый результат : дети должны знать характерные особенности строения знакомых деревьев ; симметрично дорисовать дерево , украсить его листьями.
Цели : развивать воображение, память, пространственную ориентировку на листе, точность рисовальных движений; формировать настойчивость и усидчивость, интерес к результату деятельности.
Взрослый раздает детям листы с изображением половинки дерева . Дети должны догадаться, что это за дерево , дорисовать его симметрично, украсить листьями. Формы листьев разных деревьев взрослый может показать на картинке или в виде шаблонов.
Дидактическая игра «Наряди дерево по времени года »
Ожидаемый результат : дети должны знать, какие изменения происходят с деревьями и кустарниками в разное время года , как это проявляется во внешнем облике; уметь определять принадлежность плодов, листьев, семян.
Цели : развивать память (припоминание, воображение, монологическую речь; воспитывать желание выполнить задание качественно .
Из элементов, предложенных педагогом (листья разной окраски, цветки, веточки с почками, засушенные плоды, вата и др., дети должны выбрать те, которые соответствуют названному времени года, и украсить ребенка, изображающего дерево . Рассказать, чем отличается дерево или куст в данное время года .
Дидактические, игры
На чем что растет?
Ожидаемый результат : дети должны уметь попарно раскладывать карточки с изображением деревьев и их плодов и семян ; Называть их, строить предложение по предложенной конструкции. (Желуди растут на дубе.)
Цели : развивать память, мышление (операцию сравнения, фразовую речь; формировать умение слушать партнера по игре, действовать в соответствии с сюжетом.
Материалы : картинки с изображением дуба, желудей, яблони, яблок, сосны, круглых шишек, ели, продолговатых шишек, рябины, гроздей рябины, березы, ольхи, ивы, сережек и т. п.
Дети выполняют роль юных защитников лесных животных. Им необходимо вернуть под соответствующие деревья плоды и семена для того, чтобы животные смогли их найти. Взрослый предлагает к картинкам с деревьями подобрать нужные плоды и семена, назвать их и предложением обозначить соответствие.
Игру можно усложнить, добавив фигурки лесных обитателей. Фигурки дети будут помещать к деревьям , плодами и семенами которых питаются определенные животные.
Посадим лес
Ожидаемый результат : дети должны знать отличительные особенности внешнего вида, произрастания деревьев и кустарников родного края ; уметь по описанию отгадывать растение, находить картинку с его изображением и располагать в месте, обозначающем лиственный, хвойный или смешанный лес.
Цели : развивать память, воображение, операции мышления, активное внимание; воспитывать выдержку, культуру общения.
Взрослый зачитывает отрывок из рассказа о дереве , а дети должны отгадать, о каком. Затем они выбирают из большого количества плоскостных деревьев нужное и помещают его на изображение лесного массива к хвойным, лиственным деревьям или в смешанный лес . Дети выступают в роли лесничих, которые вываживают молодняк. Детей можно разделить на подгруппы, каждая из которых будет сажать, например, только хвойный лес. Можно дать детям задание расположить в лиственном лесу деревья по этажам : 1-й - дубы и ясени, 2-й - рябина, клен, дикая яблоня, 3-й - орешник, боярышник, бересклет (кустарники в подлеске ) .
Взрослый может загадывать об одном и том же дереве несколько загадок , в которых дается разное описание особенностей его внешнего вида и произрастания. Подбираются любые небольшие отрывки из познавательных рассказов, стихов, содержащие основные сведения о деревьях и кустарниках .
Дидактические упражнения
Найди причину
Ожидаемый результат : дети должны уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить придаточное предложение.
Цели : развивать фразовую речь, память, логическое мышление; воспитывать ответственность за свои поступки.
Взрослый читает детям предложения по своему выбору. Дети заканчивают их.
Летом многие деревья в городе засохли , потому что.
В лесу было много поваленных деревьев , потому что.
В саду уродился хороший урожай фруктов, потому что.
Дерево загорелось , потому что.
В засушливое лето в лесу не было пожаров, потому что.
Посаженное маленькое деревце так и не выросло , потому что.
С деревьев стали облетать листья, потому что.
На деревьях появились почки , потому что.
Деревья стояли голые , потому что.
В еловом лесу темно и гулять в нем трудно, потому что.
От урагана сосну выворотило из земли с корнем, а куст орешника только прижало к земле, потому что.
Леса считают «легкими нашей планеты» , потому что.
Каждый прохожий останавливался у куста сирени , потому что.
Обрывать плоды шиповника и облепихи мама пошла в прочных перчатках, потому что.
Что здесь лишнее?
Ожидаемый результат : дети должны уметь обобщать и классифицировать признаки; использовать активный словарь по теме, обобщающие слова-понятия (лиственные деревья , хвойные деревья , фруктовые деревья , кустарники , семена, плоды, растущие на деревьях , плоды, растущие на кустарниках ).
Цели : развивать логическое мышление, его операции, память, речь; воспитывать умение внимательно слушать педагога, отвечать на его вопросы.
Материалы : картинки с изображением рядов предметов (ель, клен, береза, дуб; яблоня, груша, слива, тополь; сосна, береза, дуб, шиповник; шиповник, жасмин, сирень, клен; ель, сосна, кедр, береза; крылатка липы, крылатка клена, сосновая шишка, яблоко; плоды черноплодной рябины, кустовой калины , крыжовника, груши).
Ребенок должен назвать в ряду лишний предмет, объяснить, почему он лишний и как одним словом можно назвать остальные.
Объясни пословицы и поговорки
Ожидаемый результат : дети должны уметь, используя знания, полученные при изучении темы, объяснить смысл пословицы или поговорки.
Цели : развивать логическое мышление, мышление (суждение, умозаключение) ; воспитывать уважение к народной мудрости.
Дерево держится корнями , а человек - друзьями.
Дерево ценят по плодам , а человека - по делам.
Дерево скоро сажают , да не скоро с него плоды собирают.
Сентябрь яблоками пропах.
Нет рябины - и осень не осень!
Где верба - там и вода.
Дидактическая игра для дошкольников и младших школьников «Деревья и кустарники нашего города».
Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель подготовительной группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.Предлагаю Вашему вниманию обучающую игру «Деревья и кустарники нашего города» для детей старшего дошкольного возраста. Данная игра будет полезна в работе воспитателям старших возрастных групп детского сада и родителям по ознакомлению детей с окружающем миром. Игра в доступной форме познакомит детей с названием деревьев и кустарников, научит соотносить лист от дерева и само дерево (по картинке), лист и плод дерева.
Цель: Изготовление дидактической игры «Деревья и кустарники нашего города» для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: - Расширять и уточнять знания детей о деревьях и кустарниках.
- Учить классифицировать деревья и кустарники.
- Учить подбирать листья и плоды к деревьям и кустарникам, а также
плоды к листьям.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе: к деревьям и
кустарникам своего города.
- Воспитывать бережное отношение к карточкам (не мять, не рвать).
Используемые методы и приемы: речевой образец воспитателя, вопросы к детям,показ, напоминание, уточнение, оценка.
Материал: Для изготовления игры «Деревья и кустарники» потребуется: картинки или фотографии деревьев и кустарников, засушенные осенние листья, плоды деревьев и кустарников, белый картон, клей момент, прозрачный скотч, ножницы.
Ход работы:
Картинки деревьев и кустарников можно скачать из интернета и распечатать, затем вырезать и наклеить на плотный картон. Можно деревья сфотографировать в парке или лесу и распечатать фотографии.
К каждому дереву делается описание и прилагается загадка.
Дерево
– это многолетнее растение с одревесневающим прямостоячим главным стеблем - стволом.
Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (дерево)
Кустарник
– это многолетние деревянистые растения высотой 0,8-6 метров, в отличие от деревьев не имеющие главного ствола а имеющие несколько или много стеблей – стволов.
Все кустарники имеют много стволиков, отходящих от общего основания, которое находится под землей или у самой ее поверхности. А отличаются кустарники внешним видом и строением листьев, а также строением цветков и плодов.
Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью летят. (листья)
1. Дуб
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это... (дуб)
Дубы – это лиственные деревья с простыми листьями. У дуба широкая крона и много больших ветвей. Плоды дуба называют желудями.
2. Каштан
На ветвях в весенний вечер
Белые раскрылись свечи.
Держит свечи великан.
Как зовут его? (Каштан)
Каштан - это лиственное дерево со сложными листьями. У каштана коричневые несъедобные плоды в колючей зеленой скорлупе. Сложные листья состоят из 5-7 больших листочков. Белые или розовые соцветия в мае образуют прямостоячие «свечки».
3. Клен остралистный
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (клен)
Клены – это большие деревья с широкими кронами, гладкой коричневой корой, которая с возрастом становится чешуйчатой. У остралистного клена пятилопастные листья плотные и темно-зеленые. Осенью листья становятсяч золотыми. У клена красноватые крылатые семена.
4. Клен американский
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
(Клён и его плоды)
Клен американский – это лиственное дерево со сложными листьями. Каждый лист состоит из 5 листочков. Листья окрашены в темно-зеленый цвет. Семена растут кисточками. Их называют самолетиками и крылатками.
5. Ясень
Украшение лесочков,
как ты зелен и тенист!
До пятнадцати листочков
образуют сложный лист. (ясень)
Ясень – это лиственное дерево со сложными листьями. У него тусклая серая кора, листья состоят из отдельных листочков. Листья распускаются поздней весной. Пучки семян висят на деревьях до зимы.
6. Осина
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой... (осинки)
Осина - это дерево, которое меньше других тополей. У них серая кора с большими порами, круглые листья с волнистыми краями. Сверху листья темно-зеленые, а снизу – светлые. На деревьях появляются сережки – серо-зеленые и пушистые.
7. Рябина
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках - горчинка.
Что за деревце? (рябинка)
Рябины – это невысокие деревья. У этих деревьев небольшие сложные листья с зубчатым краем, кремово-белые соцветия распускаются в мае, а красные ягоды появляются в августе.
8. Береза
Белый низ, зеленый верх -
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши... (березки)
Березы – это стройные деревья со светлой корой, которую называют берестой, и поникающими ветками. Мелкие цветки собраны в одиночные сережки.
9. Липа
Над ее густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным медом лечит... (липа)
Липы – это деревья с широкими кронами и сердцевидными листьями. У листьев зубчатый край. В июле липы цветут желтовато-зелеными ароматными цветками. Маленькие округлые твердые серо-зеленые плоды висят на листовидных крылышках.
10. Тополь
Клейкие раскрылись почки -
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? - Это... (тополь)
Тополя – это лиственные, листопадные деревья с простыми листьями, на которых появляются висячие колосовидные соцветия, называемые сережками. Дерево быстро растет, а его ствол часто изгибается от ветра. Сережки красные, а листья темно-зеленые и заостренные.
11. Вяз
Долговязый старый вяз в небесах навек увяз.
Лист его широкий и неравнобокий,
Покружившись в небе лег среди дороги. (вяз)
Вязы – это высокие деревья, с узкой, неравномерной кроной, с шершавыми овальными листьями и пучками красноватых цветов. Прозрачные крылатые семена становятся коричневыми, когда созревают.
12. Ива
Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась... (ива)
Ивы обычно растут вдоль рек и ручьев. У них длинные, беловатые снизу, узкие листья со слегка зубчатыми краями.
13. Ель
Кто и летом, и зимой
В колкой шубке смоляной?
В дождь осенний и в капель
Не снимает шубку... (ель)
Ели – это вечнозеленые хвойные деревья с разнообразными иголками и шишками. У европейской ели конусовидная форма кроны, колючие темно-зеленые иголки и шишки, свисающие вниз.
14. Сосна
У меня длинней иголки,
Чем у самой рослой ёлки.
Подо мной полно соседей -
Кабанов, волков медведей. (сосна)
Сосны - это вечнозеленые хвойные деревья. Они не сбрасывают листья зимой и имеют плоды – деревянистые шишки. У сосен длинные, похожие на иголки листья, собранные попарно или группами по 3-5 хвоинок.
15. Черемуха
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (черёмуха)
Черемуха – это невысокое листопадное дерево. Крона у дерева удлиненная и густая. Листья простые очередные и тонкие, на коротких черешках, заостреннвые. Цветки белые, собранные в длинные поникающие кисти с сильным запахом. Плод – шаровидная черная костянка, сладкая и сильно вяжущая.
16. Акация
Это что за подвох?
Вдруг на дереве горох. (акация)
Акация – это лиственное дерево со сложными листьями. Висячие белые соцветия распускаются в июне. Семена собраны в стручки. Кора глубоко морщинистая. Нежные листья состоят из множества маленьких листочков. У дерева часто бывает несколько стволов.
17. Сирень
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует... (сирень)
Сирень – это многоствольные листопадные кустарники. Сирень цветет голубовато- лиловыми или белыми цветками, собранные в метельчатые соцветия.
18. Боярышник
На верхушке – гроздья,
А пониже – гвоздья. (боярышник)
Боярышник – это крупный древовидный куст высотой до 6 м. Плоды боярышников бывают шаровидными, грушевидными, вытянутыми с одной или несколькими (до 5) крупными, очень прочными трехгранными косточками.
19. Снежник
Снежник – это листопадный кустарник высотой 1-3 м. Снежник - ядовитый кустарник. Плоды у снежника белые и мелкие.
20. Шиповник
Колючий куст охраной служит.
Плоды на ветке с солнцем дружат.
Витаминные мешочки
Выросли здесь на крючочке. (шиповник)
Шиповник – это дикорастущее растение семейства розоцветных. Листья у этого кустарника сложные. На кусте можно наблюдать одновременно бутоны, цветки и созревшие плоды. Плоды шиповника красного и коричневого цвета съедобны и очень полезны. Разрезаем 10 листов картона на 4 части. Должно получиться 40 маленьких картонок: 20 на листья и 20 на плоды.Кладем посередине картона листок и покрываем весь картон прозрачным скотчем. Проделываем такую работу с каждым листочком.
С плодами деревьев проделываем такую же работу.
Крупные плоды (шишки, каштаны, желуди) приклепляем к картонке с помощью клея момент, скотчем не делаем.
У Вас должно получиться всего 60 карточек: по 20 картинок с изображением деревьев и кустарников, 20 картинок с листьями и 20 картинок с плодами.
Правила игры:
1. Угадать дерево по описанию и выбрать подходящую карточку.
2. Угадать загадку и назвать дерево или кустарник.
3. Подобрать лист к картинке с изображением дерева или кустарника.
4. Подобрать плод к дереву или кустарнику.
5. Совместить лист от дерева или кустарника с плодом этого же дерева.
Это викторина для учащихся начальной школы. Викторина про деревья и кустарники. Все вопросы викторины с ответами.
Викторина: «Деревья и кустарники»
■ Что можно определить по кольцам в стволе дерева? Возраст.
■ Что защищает внутреннюю часть дерева? Кора .
■ Из цветов какого лиственного дерева пчелы приготавливают самый вкусный мед? Липа.
■ Какое дерево называют деревом лентяев? Кокос. Его плоды, созревая, падают на землю сами.
■ Листья какого дерева никогда не меняют своего цвета и опадают осенью зелеными? Листья ольхи .
■ Из древесины какого дерева мы получаем искусственный шелк, вискозу, бездымный порох, целлулоид, скрипки, рояли и бумагу? Ель.
■ У какого растения сережки имеют ласковые, нежные названия — колечки, пушки, лапки? Ива .
■ Какое растение известно нам по зимним веточкам? Оно не вечнозеленое, но имеет шишечки. Ольха.
■ У какого дерева ствол белый? У березы.
■ Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? Клен.
■ Листья каких деревьев осенью становятся красными? Листья рябины, осины, клена.
■ Древесина какого дерева очень прочная и устойчивая против гниения, а дерево сбрасывает хвою на зиму? Лиственница.
■ Каким деревом египтяне снабжали умерших? Инжиром .
■ Из какого дерева американские индейцы делали лодки? Из березы.
■ Какая древесная порода занимает наибольшую площадь в лесах нашей страны? Сосна, ель, береза.
■ Из семян этого дерева можно получить муку или крупу. Можно варить кашу или печь лепешки. Можно приготовить кофе. Что это за дерево? Как называются его семена? Дуб и желуди.
■ Древесина какого дерева используется в кораблестроении? Сосна.
■ Из этого растения получают смолу, канифоль, скипидар, сургуч, ванилин. Но это и ценный источник витаминов. Укажите, из чего приготавливают витамин? Сосна. Из сосновой хвои.
■ У какого дерева самые длинные иголки? У североамериканской болотной сосны.
■ Какие деревья являются столовой для птиц? Рябина, черемуха.
■ Почему лесоводы иногда называют березу «доброй няней ели»? Молодые елочки «горят» от солнца, а именно в березовом лесу быстро поднимаются. Березы рассеивают свет и таким образом как бы оберегают ели от палящих лучей солнца.
■ Древесина какого дерева очень плотная, тяжелая, твердая, прочная. Идет на изготовление некоторых деталей машин, художественных изделий? Железное дерево.
■ Растет ли дерево зимой? Нет, оно замирает.
Блиц «В гостях у деревьев»
■ Растение с твердым толстым стволом и кроной. Дерево.
■ Одежда дерева. Кора.
■ Дерево — символ России. Береза.
■ Дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит. Осина.
■ Дерево, из которого делают пианино. Ель.
■ Дерево, из которого делают спички. Сосна .
■ Дерево медонос — это... Липа.
■ Дерево, которое первым желтеет. Береза.
■ Лиственный кустарник, растущий в скверах и парках, стреляющий семенами из стручков. Акация.
■ Тянется вверх из желудя. Дуб.
■ Его листья похожи на детские ладошки. Клен.
■ Щеточкой растут короткие иголочки. У елки.
■ Дерево с шарообразными яркими плодами, которые до зимы живут. Рябина.
■ Дерево, которое последним в году цветет. Липа .
■ В конце лета это растение дает вкусные, съедобные лесные орешки. Орешник.
■ Колючее разлапистое дерево. Ель.
■ В ней созревают кедровые орешки и сосновые семена. Шишка.
■ Ивовое дерево. Ракита.
■ Растение, из листьев которого делали венки для награждения олимпийцев. Лавр.
Дидактические карточки - Деревья
Уважаемые Воспитатели!
Предлагаю Вам дидактический материал для занятий. Давайте поз накомим детей с различными деревьями.
Распечатайте листы с изображением деревьев, их листьев, семян и кратким описанием каждого дерева. К каждому дереву прилагаеются изображения листьев, которые можно расскрасить. Научите детей запоминать, как выглядят веточки, листочки и плоды.
А ещё предлагаю Вам образец составления небольшого рассказа о берёзе (по аналогии можно такие же рассказы составлять и о других деревьях) и несколько загадок о деревьях (читайте ниже).
В кратком описании каждого дерева, можно узнать их особенности, как выглядит, где растет, возраст, интересные факты о дереве.
Рассказ про Березу:
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.
Вопросы про Дерево:
Какие деревья, вы знаете?
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?
Чем их надо поливать: водой или молоком?
(Показать рисунки деревьев) Как называется это дерево? Какое оно по величине? Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?
Для чего нужны деревья, польза от деревьев:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды.
Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу.
Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь.
Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.
Задания в которых надо написать названия деревьев угадав их листья.
СТРОЕНИЕ ДЕРЕВА — дерево с четко выраженным стволом, боковыми ветвями и верхушечным побегом.
Составными частями дерева являются крона, ствол и корни.
Загадки про Деревья:
***
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
***
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
***
Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)
***
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
***
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
***
Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)
***
Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)
***
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)