Как пишется «вничью». Указатель слов к разделу «Орфография. Задания для практической работы по разделу «Наречие Раздельное написание наречий
Помогите пожалуйста сделать русский 1,Спишите словосочетания,раскрывая скобки?? вставляя пропущенные буквы.К какому виду связи относится большинство приведённых словосочетаний?Есть ли среди них словосочетания с другим видом связи? Докажите. Надеяться (в)тайн..,Сыграть (в)ничью, бегать (на)перегонки,яйца (в)крутую,выучить (на)зубок,его дом,пальто цвета хаки,сделать(на)зло,идти(по)одиночек,знать (на) изусть,в зимнем лесу,дорого(на) верх,город зимой,гулять в лесу,езда верхом,сидеть(в)заперти,уд..вительно тонкий,(не)обычайно трудно,её шуба,скучно без друзей,быстрее автобуса,(на)редкость дружно,их дети,бег трусцой,душа (на) распашку,близко от нас,успешно изучая,хорошо зан..маясь, просьба(Не)опаздывать,надёжный друг.
Ответы:
Надеяться втайне- примыкание сыграть вничью - примык., бегать наперегонки - примык., яйца вкрутую - примыкание, выучить назубок - примык., пальцо цвета хаки- примык., сделать назло - примык., идти по-одиночке - примык., знать наизусть - примык., дорого на верх? его дом - управление в зимнем лесу- согласование город зимой - управление гулять в лесу - управление езда верхом - примык., сидеть взаперти- примык., удивительно тонкий- примык. необычайно трудно- примык. ее шуба- управл. скучно без друзей- управл. быстрее автобуса- управл. на редкость дружно- примык. их дети- примык бег трусцой- примык душа нараспашку - примык близко от нас- управл успешно изучая- примык хорошо знанимаясь- примык просьба не опаздывать- примык надежный друг- соглас
1. Слитно пишутся наречия, образованные путём соединения предлогов-приставок, с краткими и полными прилагательными, наречиями, собирательными числительными (кроме образований с предлогом по: по двое, по трое ), местоимениями: сгоряча, заново, вкрутую, вслепую; донельзя, отныне; вчетвером, натрое; вовсю, отчего.
Исключения: на боковую, на мировую, на попятную .
Примечание: предлог в пишется отдельно, если слово начинается с гласной: в открытую .
2. Слитно пишутся наречия, образованные от именных форм, не употребляющихся без предлогов-приставок: впотьмах, насмарку, вдребезги, дотла.
3. Слитно пишутся наречия с пространственным и временным значениями: вниз, вверх, сначала.
Примечание: подобные наречия следует отличать от существительных с предлогом, которые, как правило, имеют пояснительные слова: бежать вдаль (наречие), в даль моря (существительное с предлогом).
4. Слитно пишутся наречия, образованные от имён существительных с предлогом-приставкой и не имеющие в данном употреблении пояснительных слов: идти навстречу (наречие), идти на встречу с писателем (существительное с предлогом).
Раздельное написание наречий
1. Раздельно пишутся наречные сочетания, которые сохранили некоторые падежные формы: под мышки - под мышками - из-под мышек.
2. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных с предлогом: слово в слово, душа в душу, бок о бок, точка в точку, со дня на день.
Исключение: точь-в-точь.
3. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных, причём второе стоит в творительном падеже: дурак дураком, честь честью, чудак чудаком.
4. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных, начинающихся с гласной буквы: в одиночку, без устали, в упор.
5. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных во множественном числе: в ногах, на глазах.
Примечание: необходимо запоминать правописание имён существительных с предлогом, имеющих наречное значение: до зарезу, с ходу, с виду, на славу, на бегу, на диво, по совести, с ведома, с размаху, на совесть.
Дефисное написание наречий
1. Через дефис пишутся наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- суффиксов -ому -ему, -ски, -цки, -ьи :
Примечание: а) через дефис пишется наречие по-латыни (не путать с существительным с предлогом): получит отлично по латыни - он знал по-латыни ; б) если наречие с приставкой по- образовано от прилагательного с дефисом, то дефис пишется только после приставки: унтер-офицерский - по-унтерофицерски.
2. Через дефис пишутся наречия, образованные от порядковых числительных при помощи приставки в-/во-: во-вторых, в-пятых. Через дефис пишутся такие образования, как в-двадцать-пятых.
3. Через дефис пишутся наречия, образованные посредством повторов, соединений синонимов, слов, которые связаны ассоциативно: быстро-быстро, нежданно-негаданно, тихо-смирно.
4. Через дефис пишутся неопределённые наречия с частицами -то, -либо, -нибудь, -кое, -таки, -ка: когда-то, откуда-либо.
5. Технический термин на-гора пишется через дефис.
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Отметить случаи слитного написания наречий:
1) Сыграть (в)ничью, 2) зайти (в)ничью квартиру, 3) быть (на)чеку, 4) действовать (в)открытую, 5) действовать (на)искось, 6) быть (по)одаль, 7) (с)просонок, 8) попасть (в)просак, 9) сыграть (на)зло, 10) закричать (в)догонку, 11) быть (на)верху блаженства, 12) будь (по)вашему, 13) (по)видимому, 14) склониться (на)бок, 15) повернуться (на)бок, 16) туго(натуго), 17) с бухты(барахты), 18) (в)насмешку 19) (в)рассрочку, 20) (в)полголоса, 21) (в)плотную, 22) (в)полоборота, 23) разодет (в)пух и прах, 24) (в)рассыпную, 25) видимо (невидимо).
Ответы:
1, 3, 5-11, 14, 20, 21, 22, 24.
2. Отметить случаи раздельного написания наречий:
1) (В)высь подняться, 2) взлететь (в)высь небесную, 3) (в)век не забыть друзей, 4) (в)век компьютеризации, 5) уйти (в)конец коридора, 6) (в)конец разобидеться, 7) (в)косую расчертить, 8) (в)накидку носить пальто, 9) (во)время прийти, 10) (в)пору испытаний, 11) (в)пору сшит костюм, 12) говорить (в)растяжку, 13) отдать сапоги (в)растяжку, 14) (в)тайне готовить сюрприз, 15) (в)тайне кроется ответ, 16) раздаться (в)ширь, 17) (к)верху поднять голову, 18) прикрепить (к)верху двери, 19) (на)верх взойти, 20) взойти (на)верх горы, 21) (на)завтра будет праздник, 22) (на)завтра отложить дела, 23) надеяться (на)удачу, 24) (на)утро выпал снег, 25) строить планы (на)утро.
Ответы:
2, 4, 5, 10, 13, 15, 18, 20, 22, 23, 25.
Осложнённое списывание
Настроен (по)боевому, сидел (по)турецки, поступал (по)змеиному, жилось (по)всякому, болтали (по)приятельски, (во)первых, говорил (по)московски, прилечь (где)нибудь, (чуть)чуть рассвело, знал (по)латыни, уйти (подобру)поздорову, сделал (шиворот)навыворот, (в)тридцать(шестых), (худо)бедно.
4. Индивидуальные задания
Карточка № 1
Раскройте скобки:
(В)проголодь, (чуть)чуть, (с)размаху, (крест)накрест, (на)двое, (во)первых, (на)прокат, (на)смарку, (в)обнимку, (по)человечески, (худо)бедно, (до)упаду, (в)полголоса, (черес)чур, честь(по)чести, (на)бок, (по)итальянски, (по)боку.
Ответ:
Впроголодь, чуть-чуть, с размаху, крест-накрест, надвое, во-первых, напрокат, насмарку, в обнимку, по-человечески, худо-бедно, до упаду, вполголоса, чересчур, честь по чести, на бок, по-итальянски, побоку.
Карточка № 2
Раскройте скобки:
Говорить (по)французски, тепло (по)летнему, (по)осеннему небу, встретить (по)дружески, устроиться (по)походному, ползти (по)пластунски, разлившаяся (по)весеннему река, плакать (по)ребячьи, (по)настоящему договору, пригревало (по)настоящему.
Ответ:
Говорить по-французски, тепло по-летнему, по осеннему небу, встретить по-дружески, устроиться по-походному, ползти по-пластунски, разлившаяся по-весеннему река, плакать по-ребячьи, по настоящему договору, пригревало по-настоящему.
Карточка № 3
Раскройте скобки:
Переночуем где(нибудь), сделал кое(как), темно(синее) платье, (во)первых, говорил (по)латыни, получил (давным)давно, смотрел (в)глубь, (в)глубь моря, увидел (в)дали, (в)дали голубой, держать (в)тайне, вернулся (на)утро, (на)утро не найдётся.
Ответ:
Переночуем где-нибудь, сделал кое-как, темно-синее платье, во-первых, говорил по-латыни, получил давным-давно, смотрел вглубь, в глубь моря, увидел вдали, в дали голубой, держать втайне, вернулся наутро, на утро не найдётся.
IV. Итоги урока
Расскажите об условиях слитного написания наречий.
Расскажите об условиях раздельного написания наречий.
Расскажите об условиях дефисного написания наречий.
Домашнее задание
Армейцы, за предыдущие три сезона не проигравшие ни одного матча в первом раунде плей-офф, в четырех встречах с "красно-белыми" пропустили всего одну шайбу (6:0, 1:0, 3:1, 1:0). ЦСКА и "Спартак" впервые в истории КХЛ играли между собой в плей-офф.
С корабля - на бал
"Будем надеяться, сыграет нам на руку, что олимпийцы из ЦСКА были сильно заняты последнюю неделю. Хорошо бы их еще подольше поводили по концертам", - сказал за день до старта серии главный тренер "Спартака" .
Неделю после победы на Олимпиаде армейские хоккеисты провели на торжественных приемах, вручениях наград, концертах-митингах, и стартовый матч серии со "Спартаком" стал первым после возвращения для защитников , форвардов , и .
Никаких проблем у ЦСКА не возникло, армейцы перебросали соперника 39-22 и отправили в ворота "красно-белых" шесть безответных шайб. Больше всех усердствовал оформивший дубль Максим Шалунов. "Дай бог, чтобы я и дальше так продолжал. Непопадание на Олимпийские игры меня мотивировало, будем считать, что так", - сказал Шалунов после матча.
"Не выполнили установку, то, что от нас просили, и в итоге такой счет. Проиграли из-за своих ошибок, сами матч проиграли. В атаке были только проблески у нас, не более, огня не было, его не хватило. Мы слишком мало лезли на ворота, должно быть больше агрессии. Плохая игра, не день "Спартака", но завтра новый матч, все по-другому будет", - отметил защитник "Спартака" Александр Осипов.
ЦСКА уважает "Спартак", но...
"Спартак" перед вторым матчем отправил в запас защитника и защитника , вместо них вышли Всеволод Сорокин и Александр Кузнецов. По словам главного тренера "Спартака", Кольцов не попал в состав из-за ротации, но скорее причиной тому были результативные ошибки защитника в первой игре.
Однако и без Кольцова у "Спартака" было кому ошибаться - на шестой минуте защитник "красно-белых" Вилле Лаюнен потерял шайбу за воротами, и Капризов нашел передачей накатившегося по центру Шалунова, по которому не сыграл другой защитник "Спартака" Владислав Провольнев.
Шалунов отличился в шестом матче подряд, забив в этих играх девять голов. "Красавец Макс, главное, чтобы дальше продолжал в том же духе, забивал. Моя передача? Просто увидел, что Шалунов накатывается и отдал. Хочу, конечно, и сам забивать в каждой игре, но пока чуть-чуть не получается. Сегодня было у меня два момента, но здорово играл вратарь "Спартака" Никита Беспалов", - сказал после матча Капризов, забросивший на тот момент одну шайбу в последних 18 матчах.
Итоговый счет во втором матче (1:0) получился гораздо скромнее, чем днем ранее, но по броскам (41-19) и моментам преимущество ЦСКА было даже внушительнее. Однако главный тренер армейцев остался недоволен игрой своей команды. "Мы, конечно, уважаем "Спартак", но нельзя давать сопернику столько шансов. Мало играть просто дисциплинированно, нужно не давать сопернику шансов, а мы их достаточно предоставляли", - сказал Игорь Никитин.
"Спартак" забивает первый и последний гол
В третьей встрече армейцы вновь забросили быструю шайбу - на седьмой минуте счет открыл капитан ЦСКА , после броска которого шайба попала в плечо голкиперу "Спартака" Никите Беспалова и парашютом опустилась ему за спину. Во втором периоде Лаюнен подарил ЦСКА еще один гол, потеряв шайбу вблизи своих ворот - отличился .
"Такие ошибки - это, конечно, безобразие. Из-за таких ошибок, видимо, Лаюнен и не поехал со сборной Финляндии на Олимпиаду", - прокомментировал эпизод Епанчинцев.
Третью шайбу ЦСКА отправил в ворота Беспалова в большинстве на 31-й минуте, после чего "Спартак" выпустил вратаря Александра Трушкова. 21-летний голкипер получил значительно меньше работы, чем его напарник: в первых двух периодах ЦСКА перебросал "Спартак" 36-9, а в третьем - уступил 2-11. "Халатно играли в третьем периоде, неправильно, поэтому и пропустили первый гол в серии", - заявил Андронов.
На 58-й минуте игры форвард "Спартака" Илья Талалуев забросил первую шайбу "Спартака" в серии, остановив сухую серию олимпийского чемпиона Ильи Сорокина на отметке "211 минут 38 секунд" и безголевую серию своей команды в играх с ЦСКА на отметке "254 минуты 40 секунд".
В четвертом матче серии "Спартак" имел как никогда много шансов зацепиться за игру, но всякий раз на пути шайбы вставал Сорокин, по итогам встречи записавший на свой счет третью в этой серии игру "на ноль". Победу ЦСКА в матче и серии защитника на 31-й минуте.
"Для меня игра Сорокина - это просто нонсенс, он творил невероятные вещи, - . - Можно же забивать от рикошетов голы, но он ловил все. Как он отразил бросок в первом периоде? Во всех матчах у нас были шансы забить, зацепиться, но Сорокин отыграл фантастически. Он был главным ключом к победе ЦСКА. Честно, сколько бы матчей ни сыграли с ЦСКА, при такой игре Сорокина мы бы все равно не смогли победить".
"Спасибо вратарю нашему Илье Сорокину, много выручал в этой серии. В четвертой игре дотерпели, дотянули до конца, но поняли, что есть над чем работать. Сопротивление было в серии со стороны "Спартака", но мы не дурака валяли, все справились с работой. Сделали первый гаг к своей цели, теперь надо дальше шагать", - подвел итоги серии форвард ЦСКА Роман Любимов.
ЦСКА в полуфинале Западной конференции сыграет против или хельсинкского "Йокерита" , если финский клуб обыграет в серии "Сочи". Матчи серии второго раунда плей-офф, в которой армейцы будут иметь преимущество своей площадки, пройдут 16, 17, 19, 20, и, если потребуется, 22, 24 и 26 марта.
- Теперь (шёл) когда? ; н. ф. - теперь
- Еле (сумел) - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (сумел) в какой степени? ; н. ф. - еле
Снизу (шёл) - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (шёл) откуда?; н. ф. - снизу
Стеной (шёл) - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (шёл) как? ; н. ф. - стеной
- (Горит) неохотно - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (горит) как? ; н. ф. - неохотно ; неизменяемое слово; разряд - наречие образа действия; в предложении - обстоятельство образа действия.
- (Стало) легче - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (стало) как? ; н. ф. - легко ; неизменяемое слово; разряд - наречие образа действия; употреблено в сравн. ст. (прост. ф.); в предложении - именная часть составного именного сказуемого.
- Вдруг (слышу) как? ; н. ф. - вдруг ; неизменяемое слово; разряд - наречие образа действия; в предложении - обстоятельство образа действия.
- (Кивнула) более чопорно - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (кивнула) как? ; н. ф. - чопорно ; неизменяемое слово; разряд - наречие образа действия; употреблено в сравн. ст. (сложн. ф.); в предложении - обстоятельство образа действия.
- Долгонько (шагать) - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (шагать) как долго? ; н. ф. - долгонько ; неизменяемое слово; разряд - наречие времени; в предложении - обстоятельство времени.
- Дальше всех (проникает) - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (проникает) куда? ; н. ф. - далеко ; неизменяемое слово; разряд - наречие места; употреблено в превосх.ст. (сложн. ф.); в предложении - обстоятельство места.
- Нельзя - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос как? ; н. ф. - нельзя ; неизменяемое слово; разряд - наречие образа действия; в предложении - сказуемое в безличном предложении.
- (Запоёт) весной когда? ; н. ф. - весной ; неизменяемое слово; разряд - наречие времени; в предложении - обстоятельство времени.
- Везде (пахло) - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (пахло) где? ; н. ф. - везде ; неизменяемое слово; разряд - наречие места; в предложении - обстоятельство места.
- Поражающе (искренне) - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (искренне) насколько? ; н. ф. - поражающе ; неизменяемое слово; разряд - наречие меры и степени; в предложении - обстоятельство меры и степени.
- Невзначай (наступил) - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (наступил) зачем? ; н. ф. - невзначай ; неизменяемое слово; разряд - наречие цели; в предложении - обстоятельство цели.
- Сгоряча (хватали) - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (хватали) почему? ; н. ф. - сгоряча ; неизменяемое слово; разряд - наречие причины; в предложении - обстоятельство причины.
(Слышу) ближе - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (слышу) где? ; н. ф. - близко ; неизменяемое слово; разряд - наречие места; употреблено в сравн. ст. (прост. ф.); в предложении - обстоятельство места.
(Кивала) обычно - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (кивала) когда? ; н. ф. - обычно ; неизменяемое слово; разряд - наречие времени; в предложении - обстоятельство времени.
(Работать) хорошо как? ; н. ф. - хорошо ; неизменяемое слово; разряд - наречие образа действия; в предложении - обстоятельство образа действия.
(Работать) лучше - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (работать) как? ; н. ф. - хорошо ; неизменяемое слово; разряд - наречие образа действия; употреблено в сравн. ст. (прост. ф.); в предложении - обстоятельство образа действия.
(Запоёт) по-иному - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (запоёт) как? ; н. ф. - по-иному ; неизменяемое слово; разряд - наречие образа действия; в предложении - обстоятельство образа действия.
Упражнение 86
Без просыпу, без спросу, без устали, стрелять влёт, внакладе, внакладку, в насмешку, внатяжку, вничью, в обнимку, в обрез, в обтяжку, во веки веков, вовне, во всеоружии, вовсю, во-вторых, в одиночку, впервые, воистину, волей-неволей, в отместку, вполнакала, вполоборота, вправду, вправе, вприглядку, вприсядку, впритирку, впроголодь, впрок, в противовес, впрочем, впустую, впятеро, в-пятых, вразнобой, в рассрочку, врассыпную, в-седьмых, всемеро, всемером, всенепременно, всласть, вслепую, всмятку, всухомятку, в-третьих, втрое, втроём, втридорога, в упор, вхолостую, досуха, дотемна, дотла, дотоле, до упаду, дочиста, заново, заодно, за полночь, зачастую, исподтишка, исстари, накрест, крест-накрест, стоять навытяжку, наперебой, на глаз, наглухо, разбить наголову, на-гора, наготове, надвое, на диво, надолго, наедине, наездом, на закорках, наземь, действовать назло, идти на выручку, стоять навытяжку, нагишом, отмерить на глаз, наглухо, наотрез, наперебой, наперерез, с ружьём наперевес, наперечёт, на побегушках, наповал, делать напоказ, делать наполовину, напополам, напролом, напропалую, напрочь, наравне, на попятную, на поруках, направо, напрокат, день напролёт, идти напролом, напропалую, наряду суспехами, насилу избавился, на скаку, насквозь, на редкость скучный, помалу, по-медвежьи, помногу, понапрасну, понарошку, понаслышке, по-настоящему, поначалу, по-нашему, поневоле, понемногу, (дым стелется) понизу, по-нынешнему, поодиночке, по-осеннему, поочерёдно, пополудни, по-прежнему, по-пустому, попусту, по-ребячьи, по-свойски, посередине, по-старинному, по-старому, постольку, по-человечески, снизу доверху, снова, сослепа, спереди, спозаранку, справа, с разбега, строго-настрого, сходу, тихо-смирно, тотчас, точь-в-точь, туго-натуго, честь честью, честь по чести, бок о бок, с боку на бок, давным-давно.
Упражнение 87
Ввысь подняться - в высь небесную взлететь, ввек не забыть друга - в век научно-технического прогресса, вконец разобидеться - убежать в конец переулка, носить пальто внакидку - одеться в накидку из шёлка, произносить врастяжку - отдать обувь в растяжку, вовремя войти - во время войны, костюм мне впору - в пору далёкой юности, втайне завидовать - в тайне кроется ответ, раздаться вширь - в ширь полей степных, поднять голову кверху - прикрепить к верху двери, опустить голову книзу - подставить к низу шкафа, взойти наверх - подняться на верх склона, назавтра будет праздник - отложить дела на завтра, налицо была ошибка - на лицо упала тень, насколько можно судить - на сколько эта сумма меньше необходимой, стрелять наудачу - надеяться на удачу, идти навстречу - идти на встречу с сыном, наутро выпал снег - строить планы на утро, явиться не вовремя - это вопрос надо решать не во время занятий, прочертить поверху - пройти по верху забора.
Упражнение 88
1. Машина в скачь 3 неслась по краю глубокой балки. 2. В шесть часов утра чистый зал трактира сплошь был полон фрачн ой публики. 3. Пуля ударила в него, и он зашатался и упал на взничь . 4. Лизавета Ивановна вышла за муж за очень любезно го молодо го человека. 5. Барину становитс я нев терпёж . 6. Перед на стежь открытою дверью конюшни стоял сам хозяин. 7. Удар был сильный, не женский, на отмашь . 8. Надя радовалась, хотелось ей увести его в свою комнату и наговориться до сыта 3 . 9. Давно это было, а помню всё до чиста . 10. Француза на скоро отогрели, накормили и одели. 11. Пахомов ис коса взглянул на Невскую. 12. Хата была за ново покрыта камышо м. 13. Осенью хозяин велел забить на глухо дачу. 14. И опричн ик молодой застонал с легка, закачался, упал за мертво . 15. А как придётс я сы знова заводить ся всем хозяйством, так не до смеха будет. 16. Слёзы из редка 3 капали на её работу. 17. В лево от тропки расплывча то обозначились очертания башенн ых ра звалин. 18. Он смеялся так, как не смеялся давным-давно. 19. Вот -вот 3 должны были привезти раненых. 20. Кое -где из окон деревенских изб показывались бабь и головы в платках. 21. Мало-по малу деревь я начали ре деть, и Владимир выехал из лесу. 22. Куда нам по -английск и разорять ся! Были бы мы п о-русс ки хоть сыты. 23. Фи тилёк разго релся еле -еле. 24. Завя зав листики крест-на крест, он поднёс сургуч к огню. 25. Ромашов по спешно, со всем по -мальчишеск и 3 , юркнул в гостин ую. 26. Он направился на окраи ну Краснодона, к своему другу по прежне му 3 парти занству. 27. Елизавета Алексеевна молча сидела против Володи, который по -прежне му 3 не спал. 28. Решим, что все по -свое му правы. Каждый поёт по свое му голоск у. 29. Ксёндз по тогдашнему обыкновению благосло вил меня. 30. Старики рас целовались тут же на улице , и дальше всё пошло уже честь честь ю. 31. Я вас, батюшка, при гласил теперь по -домашне му, совершен но этак по -дружеск и. 32. Рыбёшка была редкост ная, янтарь янтарём. 33. Я отползаю чуть -чуть на зад 3 . 34. Между тем здо ровье Андрея Гавриловича час от часу становилось хуже 3 . 35. Золота на Ветлуге, говорю тебе, видимо -невидимо. 36. Не тратя время по пусту, по -дружеск и да по просту поговорим с тобой. 37. Мы при ехали вводить во владение Кирилу Петровичу Троекурова и просить иных прочих убираться подобру-по здо рову. 38. Раз от разу его попытки становились слабее. 39. Эти слова перво-на перво разучу. 40. Масляников строго-на строго запретил жене с братом переписы вать ся. 41. Если дичь не была ранена и Пэгаза посылали по -пустому, он возвращался тот час. 42. Университетских-то у нас в уезде всего-на всего один ты. 43. Я не писал тебе, во -первых, по тому, что мне было не до тебя, во -вторых, за неимением верного случая. 44. Хорошо, вырубив свою норму угля, выйти на -гора и помыть ся парной водой в горяче й бане. 45. На конец, педа гог наш хотел выучить Вукола по -латыни , но не оказалось латинск ой книги. 46. Считают, записывают и находят в конце концов, что расходы безобразно велики. 47. Отцу становилось всё хуже 3 , по этому домашние старались говорить шё потом и ходили на цы почках.
- Вскачь (неслась) - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (неслась) как? ; н. ф. - вскачь ; неизменяемое слово; разряд - наречие образа действия; в предложении - обстоятельство образа действия.
- (Наговориться) досыта - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (наговориться) до какой степени? ; н. ф. - досыта ; неизменяемое слово; разряд - наречие меры и степени; в предложении - обстоятельство меры и степени.
- Изредка (капали) - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (капали) когда? ; н. ф. - изредка ; неизменяемое слово; разряд - наречие времени; в предложении - обстоятельство времени.
- Вот-вот (привезти) - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (привезти) когда? ; н. ф. - вот-вот ; неизменяемое слово; разряд - наречие времени; в предложении - обстоятельство времени.
- По-мальчишески (юркнул) - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (юркнул) как? ; н. ф. - по-мальчишески ; неизменяемое слово; разряд - наречие образа действия; в предложении - обстоятельство образа действия.
- (По) прежнему (партизанству) - прил.; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (по партизанству) какому? ; н. ф. - прежний ; относ.; употреблено в ед. ч., ср. р., Д. п.; в предложении - определение.
- (Отползаю) назад - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (отползаю) куда? ; н. ф. - назад ; неизменяемое слово; разряд - наречие места; в предложении - обстоятельство места.
- (Здоровье становилось) хуже - прил.; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (здоровье становилось) каким? ; н. ф.- плохой; кач.: есть ст. срав. (хуже) икр. ф. (плох); употреблено в срав.ст. (прост. ф.); в предложении - именная часть составного именного сказуемого.
- (Отцу становилось) хуже - нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (становилось) как? ; н. ф. - плохо ; неизменяемое слово; разряд - наречие образа действия; употреблено в сравн. ст. (прост. ф.); в предложении - часть сказуемого в безличном предложении.
Упражнение 89
1. Ид ти на попятную было уже позд но. 2. Беда оставалась с ней один на один. 3. Машина мчалась в слепую. 4. Всю ночь туман, а по утру весен ний воздух точно млеет. 5. Он читал с начала на черно , скоро говоркою, а за тем тот же стих читал на бело , громо гласно, с необыкновен ной тожествен ность ю. 6. И на четверо он оленя разди рает. 7. Винтовка, подсумок, противо газ и хлеба фунт на двоих. 8. На совсем за чем мне её продавать? 9. Набат ударил под утро. 10. Идут по двое, по трое, мелко перебирая босыми ножками. 11. Ещё по ныне дышит нега в пустых покоях и садах. 12. Пошё л поезд, и всё ушло на зад, на всегда, безвозвратно. 13. На завтра бой! Их тысяч пять десят, а нас всего едва ль пятн адцать тысяч . 14. Он, чай, давно уж за ворота; любовь на завтра поберёг. 15. Их загрызёт тоска, если завтра не будет похоже на сегодня, а после завтра - на завтра. 16. Слово «стушевать ся» значит ис чезнуть, уничтожить ся, сойти, так сказать, на нет. 17. Он за даром выполняет плотницкую и столярную работу. 18. Что будет, то будет, попробовать на авось. 19. Сегодня больному на много лучше 3 , чем вчера. 20. На пасхе я уехал на много лет в провинцию. 21. Я не ждал помощи из вне и не надеялся на счаст ливый случ а й. 22. В палатках между тем ль ётс я вино и идёт в круговую. 23. Кретов подошё л в плотную к Шумилову. 24. Чаще всего схватки заканчивались в ничь ю. 25. Добрать ся бы до ночлега, да скорей на боковую. 26. Он не мог войти без провожатого в тёмную комнату. 27. - На сколько я знаю, - спокойно сказал Лермонтов, - вы играете только в тёмную. Ну что ж, сы граем в тёмную. 28. Экспе диция заблудилась. Приходилось ид ти по компа су на удалую. 29. Случились добрые люди, которые посоветовали пойти на мировую. 30. Крича и хлопая бичами, они с трудом рас членили стадо на двое. 31. До обеда нам надо по одному. 32. Построившись во взводы, по двое, отряд вышел на тракт и здесь построился колон нами по четыре. 33. В троём с Андреем они говорили о своей газете. 34. Мы ходим на острие ножа, и если уж ты осторожен , то будь осторожен в трое. 35. Покамест у нас будут исправники за одно с ворами, до тех пор не будет он пойман. 36. Петька, как истый спортсмен, совершенствовался в одиночку. 37. Солдаты стали перебегать по двое и по одиночке до следующей канавы. 38. Наши разногласия здесь вовсе ни при чём.
Упражнение 90
1. Мил иционер стал на колено, вскинул винтовку и с третьего выстрела положил Дымка на смерть. 2. Борьба всё еще шла не на жизнь, а на смерть. 3. Сам он в тайне сознавал, что сове ршает ошибку. 4. Они любили друг друга, они стра дали в тишине, в тайне . 5. Все они с открытым любо пытством, как смотрят на лицо значительное, смотрели на него. 6. Музыкантов одних сорок человек на лицо состояло. 7. Алексей пополз по тому, что когда-то было деревенской улицей. 8. Но людям я не делал зла, и по тому мои дела не много пользы вам узнать. 9. Сол нце светило уже с боку. 10. Рана в бок была сме ртельна, и он чув ствовал, что уми рает. 11. Ромашов смотрел в бок, и ему казалось, что никакая сила в мире не может заставить его переве сти глаза. 12. По обеим сторонам дороги ходят, степенно переваливаясь с боку на бок бле стящие грачи. 13. Острая боль простре лила щиколотку, и дед свалился на бок. 14. Казанок шё л рядом, склонив на бок белую головку в американской шапочке . 15. Бок о бок с Курчатовым он медлен но покатился вдоль три бун. 16. Девчо нкам глупостей не врать, все чув ства по боку. 17. В этот день дядя Юзя очень нервничал, без конца курил. 18. Лектор закончил свои наста вления, показав под конец, как нужно пользовать ся противо газом. 19. В конец обес силев, я отшвырнул лопату. 20. Быков прошё л про спект из конца в конец. 21. В конце концов я бросил работу над книгой. 22. Андрей Ильич! На конец-то вы к нам пожаловали. 23. На Тверской снег на половину стаял, и полозья саней то и дело скре жетали по камням мостовой. 24. Он при сел на половину своего роста. 25. Я всегда - как снег на голову. 26. Ка рательная экспе диция под командой полковника Молчанова была на голову разбита па ртизанами. 27. Захар открыл в половину дверь, но войти не решался. 28. Филипп Фёдорович пошё л вдоль длин ного, в половину протяжения цеха, стола у стены. 29. Он вошёл в пору юности. 30. Уж больно густа рожь . Такую в пору се рпом жать! 31. От роду не видал такого пе чального кладбища. 32. Ростислав шест надцати лет от роду бросил войсковое училище и ушё л на войну. 33. Селезень крякал, тре вожно смотрел в верх. 34. Туча с верху до низу осве тилась серебрян ым светом. 35. Завтра мне предстояло проехать в глубь степи километров сто двад цать пять. 36. Все окна комнаты были темны, кроме последнего на верху, завешенного шторой. 37. Ровно тянулся в высь дым завода. 38. И этому имени суждено на веки укрепиться за потерянным существом.
Упражнение 91
1. Читал, читал, а всё без толку. 2. Тут же к стати заодно примостился и кухаркин сын. 3. Ехали резво, с ходу переско чили передовые посты. 4. Он говорил без умолку. 5. Под стать ему была и невеста. 6. Но рыбацкий посёлок сгорел до тла. 7. Александр положил её под мышки и поставил на ноги. 8. Теперь он брёл на угад. 9. В бой мы пошли с ходу. 10. Он распе кал какого-то танкиста, стоявшего перед ним на вытяжку. 11. И пристя жные на бегу хватали пучк и сочн ых сте блей. 12. Пре пода вание велось на слух и на память. 13. И в этот момент пень пре вратился в сидящего на корточк ах человека. 14. - Заехали к чё рту на куличк и, - пробурчал брат. 15. И что это за день сегодня выдался! - в сердцах во скликнул Яков Лукич. 16. Если бы он знал, что произо йдёт, он никогда, даже в шутку, не сказал бы этого. 17. И ему, и Павлуше на вид было не более двенад цати лет. 18. Прохор так спешил, что на силу попал носком сапога в стремя. 19. Поп и дь ячо к были под стать друг другу. 20. По тихоньку от матери я начал копить деньжо нки. 21. Что при кажете отвечать на это? Я стал в тупик. 22. Всего у них было в волю: и земли, и леса, и воды. 23. Григорий в упор погля дел Аксинье в глаза. 24. Смуты и войны ХVII века в корень расшатали народное хозяйство. 25. - Заводи! - в голос крикнул Собольков. 26. - Без ко манды не стрелять! - почти в слух приказал Собольков. 27. Мало ли что человек скажет в горячах. 28. Времени у меня в обрез. 29. Проснувшиеся грачи в одиночку летали над землёй. 30. Штольц немец только в половину, по отцу: мать его была рус ская.
Упражнение 92
- Откуда откуда?; н. ф. - откуда ; мест.-нар., вопросительное; неизм.; в предложении - обстоятельство места.
- вы (знаете); вы (не можете подождать) - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кто? ; н. ф. - вы ; мест.-сущ., личное; 2-е л., мн. ч. (используется по отношению кодному лицу как форма вежливости); употреблено в форме И. п.; в предложении - подлежащее.
- как (зовут), как (говорит) - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос как? ; н. ф. - как ; мест.-нар., относительное; неизм.; в предложении - обстоятельство образа действия.
- меня (зовут) - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кого? ; н. ф. - я
- кто (не знает) - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кто? ; н. ф. - кто ; мест.-сущ., вопросительное; употреблено в форме И. п.; в предложении - подлежащее.
- вас (не знает) - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кого? ; н. ф. - вы ; мест.-сущ., личное; 2-е л., мн. ч. (используется по отношению к одному лицу как форма вежливости); употреблено в форме Р. п.; в предложении -дополнение.
- здесь - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос где? ; н. ф. - здесь ; мест.-нар., указательное; неизм.; в предложении - обстоятельство времени.
- своё (изображение) - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чьё? ; н. ф. - свой
- (под) ним - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос под чем? ; н. ф. - он ; мест.-сущ., личное; 3-е л.; употреблено в форме ед. ч., м. р., Т. п.; в предложении - обстоятельство места.
- свои (стихи) - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чьи? ; н. ф. - свой ; мест.-прил., притяжательное; употреблено в форме В. п.; в предложении - согласованное определение.
- (на) этот (раз) - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какой? ; н. ф. - этот ; мест.-прил., указательное; употреблено в форме В. п.; в предложении - часть обстоятельства времени.
- я (извиняюсь), я (хочу), я (не спешу), я (забыл) - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кто? ; н. ф. - я ; мест.-сущ., личное; 1-е л., ед. ч.; употреблено в форме И. п.; в предложении - подлежащее.
- он (сказал), он (не интурист), он (прав), он (прикидывается), он (говорит) - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кто? ; н. ф. - он ; мест.-сущ., личное; 3-е л.; употреблено в форме ед. ч., м. р., И. п.; в предложении - подлежащее.
- никакой (не интурист) - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какой? ; н. ф. - никакой ; мест.-прил., отрицательное; употреблено в форме ед. ч., м. р., И. п.; в предложении - согласованное определение.
- так - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос как? ; н. ф. - так ; мест.-нар., указательное; неизм.; в предложении - обстоятельство меры и степени.
- никуда - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос куда? ; н. ф. - никуда ; мест.-нар., отрицательное; неизм.; в предложении- обстоятельство места.
- это что? какое? ; н. ф. - этот ; мест.-прил. (в данном контексте выступает в роли мест.-сущ.), указательное; употреблено в форме ед. ч., ср. р., И. п.; в предложении - подлежащее.
- (перебравшийся) к нам - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос к кому? ; н. ф.- мы; мест.-сущ., личное; 1-е л., мн. ч.; употреблено в форме Д. п.; в предложении -дополнение.
- (спрашивай) у него - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос у кого? ; н. ф. - он ; мест.-сущ., личное; 3-е л.; употреблено в форме ед. ч., м. р., Р. п.; в предложении -дополнение.
- ты (думаешь), ты (верь), ты (слышишь) - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кто? ; н. ф. - ты ; мест.-сущ., личное; 2-е л., ед. ч.; употреблено в форме И. п.; в предложении - подлежащее.
- сам (подумал) - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопросы какой? кто? ; н. ф. - сам ; мест.-прил. (в данном контексте выступает в роли мест.-сущ.), определительное; употреблено в форме ед. ч., м. р., И. п.; в предложении - подлежащее.
- мне (верь) - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кому? ; н. ф. - я ; мест.-сущ., личное; 1-е л., ед. ч.; употреблено в форме Д. п.; в предложении -дополнение.
- (засипел) ему - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кому? ; н. ф. - он ; мест.-сущ., личное; 3-е л.; употреблено в форме ед. ч., м. р., Д. п.; в предложении -дополнение.
- (выспросить) кое-что - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос что? ; н. ф. - кое-что ; мест.-сущ., неопределённое; употреблено в форме В. п.; в предложении - дополнение.
- (задержим) его - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кого? ; н. ф. - он ; мест.-сущ., личное; 3-е л.; употреблено в форме ед. ч., м. р., В. п.; в предложении -дополнение.
- (стоял) возле неё - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос возлечего? ; н. ф. - он ; мест.-сущ., личное; 3-е л.; употреблено в форме ед. ч., ж. р., Р. п.; в предложении - обстоятельство места.
- какую-то (книжечку) - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какую? ; н. ф. - какой-то ; мест.-прил., неопределённое; употреблено в форме ед. ч., ж. р., В. п.; в предложении - согласованное определение.
- (извините) vменя - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кого? ; н. ф. - я ; мест.-сущ., личное; 1-е л., ед. ч.; употреблено в форме В. п.; в предложении -дополнение.
- нашего (спора) - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чьего? ; н. ф. - наш ; мест.-прил., притяжательное; употреблено в форме ед. ч., м. р., Р. п.; в предложении - согласованное определение.
- (представить) себя - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кого? ; н. ф. - себя ; мест.-сущ., возвратное (нет формы И. п.); употреблено в форме В. п.; в предложении -дополнение.
- (представить) вам - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кому? ; н. ф. - вы ; мест.-сущ., личное; 2-е л., мн. ч.; употреблено в форме Д. п.; в предложении -дополнение.
- моя (карточка) - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья? ; н. ф. - мой ; мест.-прил., притяжательное; употреблено в форме ед. ч., ж. р., И. п.; в предложении - согласованное определение.
- те (сконфузились) - мест.; указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопросы какие? кто? ; н. ф. - тот ; мест.-прил. (в данном контексте выступает в роли мест.-сущ.), указательное; употреблено в форме мн. ч., И. п.; в предложении - подлежащее.
Упражнение 93
Не за что благодарить, ни за что не благодарил; не когда болтать; не кого спросить; увидел не кого иного, как отца; ни кого иного не увидел; не кому доложить; сообщил не кому другому, как директору; ни кому другому не льзя доложить; не куда спешить; ни где не находил покоя; это ни как невозможно; ни какой благодарности; не на что купить; ни на что не обращать внимания; не откуда ждать помощи; не чем заняться; здание было не чем иным, как университетом; ни чем иным объяснить не мог; ни когда не опаздывал; ни куда не спешил; ни к чему не притрагивался; ни откуда не ждал вестей; ни почём не догадался бы; я здесь ни при чём; это его ни сколько не занимало; ни чей щенок; во что бы то ни стало; ни в какую не соглашался.
Упражнение 94
1. Ни кто ему не возразил, но ни кто и не под держал его. 2. На плечах его висело не что, напоми нающее пиджак. 3. Он ни когда ни в чём ни кому не отказывал, но и ни чего не давал. 4. При дерёт ся к тому, к сему, а чаще ни к чему. 5. Он не пил, не бродил по посёлку и ни когда ни с кем не сс орился. 6. Наряжены мы вместе город ведать, но, кажется, нам не за чем смотреть. 7. И опять стрельцы ни с чем. 8. Они пострадали в самом деле ни за что. 9. Всякий дом есть не что иное, как поселенная единица. 10. Макар Семёнов стоял как ни в чём ни бывало. 11. Я ни в чём не виноват перед ним, я не сделал ни чего плохого, ему не в чем упрекнуть меня. 12. Не когда и не зачем было объ яснять Лизке, и за одно и ребятам, по чему он поставил избу в стороне. 13. И все как будто стали строже: ведь не куда-нибудь , а всё же в Атлантику входили мы. 14. - За чем при шёл? Ни за чем. При шёл просто так. 15. Неза чем было затевать столь опасный разговор. 16. И слёзы матери здесь вовсе ни при чём. 17. Да он нипо чём не признаетс я, хоть режь его! 18. Я не слыхал, чтоб он на что-нибудь или кого-нибудь жаловался. 19. И всё-таки самое страшное было ещё в переди. 20. Глаза его искали кругом кого-то . 21. Мог ли кто-либо об этом подумать? 22. Майор успел кое с кем подружить ся и кое с кем поссориться. 23. А я кое- кого из вас, кажется, знаю. 24. За чем пойдёшь, то и найдёшь. 25. За чем же так неблагосклонно хлопочем, судим обо всём... 26. По этому признаку и по тому, что нижняя часть ствола обго рела, я разгадал происхождение ямы. 27. Леонтьев был страст ный любитель-рыболов. По этому он выбрал самый лесистый район. 28. От того я присмирел, что я слышу топот дальний. 29. От того, кто не мил, и подарок постыл. 30. При том же и жара немного спала. 31. При том же заводе находитс я и школа. 32. У тебя солидный опыт работы, при чём в области перестройки и поиска новых форм. 33. Вот я таки ни при чём останусь - это верно. 34. Другая есть причина, по чему она ждать не будет. 35. По чему конкретно вы заключаете о болезни ребёнка?
Упражнение 95
Замереть ринуться писать говорить - несов. в., невозвр., перех.; спать ночевать - несов. в., невозвр., неперех.; рассчитать рассчитаться - сов. в., возвр., неперех.; рассчитывать - несов. в., невозвр., перех.; просить - несов. в., невозвр., перех.; проситься попросить - сов. в., невозвр., перех.; обедать - несов. в., невозвр., неперех.; загореть - сов. в., невозвр., неперех.; загорать - несов. в., невозвр., неперех.; загореться - сов. в., возвр., неперех.; брать - несов. в., невозвр., перех.; браться - несов. в., возвр., неперех.; взять - сов. в., невозвр., перех.; взяться - сов. в., возвр., неперех.; говорить - несов. в., невозвр., перех.; заговорить - сов. в., невозвр., неперех.; заговариваться - несов. в., возвр., неперех.; сказать - сов. в., невозвр., перех.; увлечь - сов. в., невозвр., перех.; увлекать - несов. в., невозвр., перех.; пленить - сов. в., невозвр., перех.; пленять - несов. в., невозвр., перех.; расследовать жениться - двувидовой (сов. в. и несов. в.), возвр., неперех.; женить - двувидовой (сов. в. и несов. в.), невозвр., перех.; исследовать - двувидовой (сов. в. и несов. в.), невозвр., перех.; арестовать - двувидовой (сов. в. и несов. в.), невозвр., перех.; велеть - двувидовой (сов. в. и несов. в.), невозвр., неперех.; атаковать - двувидовой (сов. в. и несов. в.), невозвр., перех.; просить - несов. в., невозвр., перех.; приказать - сов. в., невозвр., перех.; приказывать - несов. в., невозвр., неперех.
1. Комментированное письмо (упр. 196).
Объясните правописание не.
2. Индивидуальные задания.
Упр. 167, 174 (1-10 предложения), 174 (11-20 предложения).
3. Самостоятельная работа (упр. 206).
Прочитайте текст. Назовите произведение, из которого взят этот отрывок, автора.
Выпишите слова с не и ни .
I V . Итоги урока
Как пишутся с не слова, которые без не не употребляются?
Как пишется не с глаголами и деепричастиями?
Как пишется не с прилагательными, существительными и наречиями?
Как пишется не с причастиями?
Домашнее задание
2. Выучить материал урока.
Урок 30
Различение частиц не и ни
Цели урока:
Закрепление правописания не и ни с разными частями речи, развитие связной монологической речи.
Ход урока
I . Реализация домашнего задания
1. Рассказать о правописании не и ни с разными частями речи.
2. Проверка выполнения домашнего упр. 205.
Какой общий заголовок вы подобрали к этим пословицам?
С какими из них вы согласны, с какими - нет?
Какие пословицы на эту тему вы подобрали?
Объясните правописание не и ни .
3. Словарный диктант.
Не скрывал удивления; недоумевая; не мог встретить; затаить ненависть; негодовать от возмущения; не деревянный дом; недёшево стоить; недисциплинированный ученик; река неширокая, но холодная; долго недомогать; не далёкий, а близкий; не шестьдесят; негласный закон; недожжённый костёр; недовыполнить план, не достать до полки; проявить недоверчивость; писать нечем; не за кем бежать; наесться не досыта; незадолго до встречи; настоящая недотрога; никем не замаскированный; незапоминающееся лицо; неряшливый вид; проявить некорректность; ненавидящий невежество; чувствовать себя неловко; не пришёл никто; ни рыба ни мясо.
I I . Работа по теме урока
Различение частиц не и ни (стр. 95 учебника).
Одиночное или двойное ни входит в устойчивые обороты: откуда ни возьмись, как ни в чём не бывало, во что бы то ни стало, ни рыба ни мясо, ни жив ни мёртв, ни два ни полтора, ни то ни сё, ни дать ни взять.
Следует различать сочетания: ни один (никто) - не один (много); ни разу (никогда) - не раз (много раз).
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Объяснительный диктант.
1) Куда он только не обращался! 2) Куда он только ни обращался, везде был отказ. 3) Ни один из восходов солнца не бывает похож на другой (К. Паустовский ). 4) Беспредельный морской шум не прекращался ни на минуту. 5) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь (Пословица). 6) Сколько бы ни пришлось жить на свете, никогда не перестанешь удивляться России (К. Паустовский ). 7) Есть мужчины, красноречием превосходящие женщин, но ни один мужчина не обладает красноречием женских глаз.
2. Задание по вариантам.
Вариант I - упр. 197.
Вариант II - записать предложения с данными словосочетаниями, вставив пропущенные буквы:
(Н..) сказав (н..) кому (н..) слова; (н..) денег, (н..) билетов; (н..) могу (н..) помочь; (н..) ответа (н..) привета; (н..) слышно (н..) слова; (н..) кем заменить; (н..) чем (н..) поможешь; откуда (н..) возьмись.
Ответы:
Не сказав никому ни слова; ни денег, ни билетов; не могу не помочь; ни ответа ни привета; не слышно ни слова; некем заменить; ни чем не поможешь; откуда ни возьмись.
I V . Самостоятельная работа. Тест
Вариант I
не .
Н..(1) чуть н..(2) изменился.
Н..(3) куда ходить н..(4) надо.
Н. .(5) рыбёшки н..(6) поймал.
Н..(7) знал н..(8) правил, н..(9) формул.
Н..(10) мог н..(11) слышать крика.
Куда н..(12) кинь взор, всюду развалины.
Сколько н..(13) звал, он н..(14) оглянулся.
Нельзя н..(15) любоваться закатом.
Он н..(16) разу н..(17) был н..(18) только ранен, но даже поцарапан.
Он н..(19) имел н..(20) какой должности, н..(21) получал н..(22) гроша жалованья, находил, однако, средства для развлечения.
Ответы:
2, 4, 6, 7, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19, 21.
Вариант II
Отметьте случаи правописания ни .
1) Н.. за что благодарить, 2) н.. за что не благодарил, 3) н..кого просить, 4) увидел н..кого иного, как однокурсника, 5) сообщил н..кому иному, как декану, 6) н..кому иному нельзя, 7) н.. на что купить, 8) н..откуда взять, 9) здание было н..чем иным, как университетом, 10) н..чем иным это не объяснить, 11) н..раз спрашивали, 12) н..разу не ответил.
Ответы:
Домашнее задание
Упр. 198 - домашняя контрольная работа.
Урок 31
Правописание наречий
Цели урока:
Закрепление навыков правописания наречий; формирование умения образовывать наречия и употреблять их в речи.
Ход урока
I . Работа по группам
I группа
Синтаксический разбор предложения:
Приезжай к нам обедать запросто.
Ответ:
Приезжай к нам обедать запросто . (побуд., невоскл., простое, односост., о/л [ ], распростр., полное, неослож.)
Приезжай - простое гл. сказуемое, выражено гл. повелительного наклонения.
Приезжай (зачем?) обедать - обстоятельство цели, выражено инфинитивом.
Приезжай (как?) запросто - обстоятельство образа действия, выражено наречием.
Приезжай (куда?) к нам - обстоятельство места, выражено личным местоимением с предлогом.
2 группа
Морфологический разбор наречия запросто.
Ответ:
Запросто - наречие.
Приезжай (как?) запросто: наречие образа действия.
Приезжай (как?) запросто (в предложении явл. обстоятельством).
3 группа
Словарный диктант:
Запросто, на ходу, чуть-чуть, без разбору, крепко-накрепко, в насмешку, по-немецки, сгоряча, бок о бок, еле-еле, сначала, за границей, по-прежнему, поменьше, точь-в-точь, вдребезги, настежь, докрасна, изредка, сплошь, извне, навеки, подольше, с размаху, ещё, горячо.
Проверка словарного диктанта.
Назовите орфограммы, которыми вы руководствовались при написании наречий.
II. Правописание наречий
1. Правописание наречий традиционно вызывает следующие затруднения:
Гласные в суффиксах на конце наречий;
ь на конце наречий после шипящих;
не и ни в приставках;
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.
Правила относятся к наречиям, образованным приставочно-суффиксальным способом. По своему образованию эти наречия восходят к кратким формам прилагательных.
В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о .
В наречиях с приставками из-/ис-, до-, с- на конце пишется буква а .
Запись на доске и в тетрадях:
Закрепление данного материала: упр. 189.
2. Самостоятельная работа
Вариант I
Употребите суффикс -о или -а .
Изжелт..-бледное лицо, докрасн.. раскалённый шар, обойти слев.., пойти вправ.., начать сначал.., закончить работу засветл.., отмыть добел.., поссориться сгоряч.., свернуть влев.. .
Вариант II (или упр. 192)
Образуйте от данных слов наречия с суффиксами -о или -а и с приставками в-/во-, на-, за-, с-, из-/ис-, до-.
Придумайте и запишите предложения или словосочетания с этими наречиями.
Белый, далёкий, поздний, тёмный, косой, сытый, единый, глухой, скорый, живой, простой, сухой, нагой, редкий, горячий, лёгкий, новый.
3. После шипящих ж, ш, ч на конце наречий пишется ь .
Исключения: уж, замуж, невтерпёж.
4. В отрицательных наречиях под ударением пишется не -, без ударения - ни-: никак, негде.
5. После шипящих на конце наречий под ударением пишется о , без ударения - е : горячо, свежо, певуче, но ещё!
III Закрепление
Закрепление данного материала можно организовать по вариантам или по группам.
1. Упр. 191.
2. Выборочный диктант (учитель диктует предложения, учащиеся выписывают наречия на шипящую).
Подле отеля был новый двухэтажный дом, внизу двери открыты настежь (И. Гончаров ). Однажды только однообразие их было нарушилось уж подлинно печальным случаем (И. Гончаров ). Филофей несколько раз провёл рукой наотмашь (И. Тургенев ). Татьяна по воле барыни была выдана замуж за пьяницу-башмачника (И. Тургенев ). Глухо, пустынно, безлюдно, степь полумёртвая сплошь. Всадник прочь с коня и молча за работу принялся (А. Майков ). Терпели целый месяц, а как стало невтерпёж, прислали ко мне внезапно: давай денег (А. Пушкин ). И навзничь я, ударом опрокинут, без памяти обратно пал в поток (А. К. Толстой ). Через минуту трое всадников неслись вскачь по дороге (Н. А. Островский ).
3. Осложненное списывание
Выпишите в составе словосочетаний сначала местоимения, а потом наречия. Объясните правописание этих частей речи.
(Не, ни) где не видно жилья. (Не, ни) чем не измерить простора полей. (Не, ни) когда не предполагал, что (не, ни) чего не испугаюсь, (не, ни) с (чем) не соглашусь. (Не, ни) как не удавалось тронуться с места. Писем ждать было (не, ни) откуда.
Ответ:
Наречия: нигде не видно, никогда не предполагал, никак не удавалось тронуться, ждать неоткуда.
Местоимения: ничем не измерить, ничего не испугаюсь, ни с чем не соглашусь.
4. Правописание о, е после шипящих
Подумайте, правило употребления о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных является общим и для наречий или нет? Ответ обоснуйте примерами, заполнив таблицу.
о, е после шипящих |
Под ударением |
Без ударения |
В суффиксах наречий |
Пример заполненной таблицы:
о, е после шипящих |
Под ударением |
Без ударения |
В суффиксах и окончаниях существительных |
||
В суффиксах и окончаниях прилагательных |
||
В суффиксах наречий |
Проверка выполнения заданий.
IV . Итоги урока
Какая часть речи называется наречием?
Расскажите о правописании о, а на конце наречий.
Расскажите о правописании мягкого знака на конце наречий после шипящих.
Расскажите о написании не-, ни- в отрицательных наречиях.
Расскажите о правописании гласных на конце наречий после шипящих.
Домашнее задание
1. Повторить правила стр. 93, 95.
Урок 32 (26)
Правописание наречий
Цели урока:
Закрепление навыков написания дефиса в наречиях; закрепление навыков слитного и раздельного написания приставок в наречиях.
Ход урока
I . Проверка домашнего задания
1. Опрос.
Рассказать о правописании
не с именами существительными, прилагательными, наречиями;
не с причастиями, отрицательными местоимениями.
2. Комментированное чтение упр. 25.
3. Словарный диктант:
Раскрыть дверь настежь, уйти прочь, помчаться вскачь, закрыть сплошь, выйти замуж, никогда не спорить, неоткуда ждать, нигде не найти, зайти было некогда, не за что, говорил певуче, излагать общо, двигаться неуклюже, обойти слева, начинать сначала, закрыть наглухо, пошёл направо, попросить ещё раз. (42 слова)
II. Работа по теме урока
Слитное написание наречий
1. Слитно пишутся наречия, образованные путём соединения предлогов-приставок, с краткими и полными прилагательными, наречиями, собирательными числительными (кроме образований с предлогом по: по двое, по трое ), местоимениями: сгоряча, заново, вкрутую, вслепую; донельзя, отныне; вчетвером, натрое; вовсю, отчего.
Исключения: на боковую, на мировую, на попятную .
Примечание: предлог в пишется отдельно, если слово начинается с гласной: в открытую .
2. Слитно пишутся наречия, образованные от именных форм, не употребляющихся без предлогов-приставок: впотьмах, насмарку, вдребезги, дотла.
3. Слитно пишутся наречия с пространственным и временным значениями: вниз, вверх, сначала.
Примечание: подобные наречия следует отличать от существительных с предлогом, которые, как правило, имеют пояснительные слова: бежать вдаль (наречие), в даль моря (существительное с предлогом).
4. Слитно пишутся наречия, образованные от имён существительных с предлогом-приставкой и не имеющие в данном употреблении пояснительных слов: идти навстречу (наречие), идти на встречу с писателем (существительное с предлогом).
Раздельное написание наречий
1. Раздельно пишутся наречные сочетания, которые сохранили некоторые падежные формы: под мышки - под мышками - из-под мышек.
2. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных с предлогом: слово в слово, душа в душу, бок о бок, точка в точку, со дня на день.
Исключение: точь-в-точь.
3. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных, причём второе стоит в творительном падеже: дурак дураком, честь честью, чудак чудаком.
4. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных, начинающихся с гласной буквы: в одиночку, без устали, в упор.
5. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных во множественном числе: в ногах, на глазах.
Примечание: необходимо запоминать правописание имён существительных с предлогом, имеющих наречное значение: до зарезу, с ходу, с виду, на славу, на бегу, на диво, по совести, с ведома, с размаху, на совесть.
Дефисное написание наречий
1. Через дефис пишутся наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- суффиксов -ому -ему, -ски, -цки, -ьи :
Примечание: а) через дефис пишется наречие по-латыни (не путать с существительным с предлогом): получит отлично по латыни - он знал по-латыни ; б) если наречие с приставкой по- образовано от прилагательного с дефисом, то дефис пишется только после приставки: унтер-офицерский - по-унтерофицерски.
2. Через дефис пишутся наречия, образованные от порядковых числительных при помощи приставки в-/во-: во-вторых, в-пятых. Через дефис пишутся такие образования, как в-двадцать-пятых.
3. Через дефис пишутся наречия, образованные посредством повторов, соединений синонимов, слов, которые связаны ассоциативно: быстро-быстро, нежданно-негаданно, тихо-смирно.
4. Через дефис пишутся неопределённые наречия с частицами -то, -либо, -нибудь, -кое, -таки, -ка: когда-то, откуда-либо.
5. Технический термин на-гора пишется через дефис.
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Отметить случаи слитного написания наречий:
1) Сыграть (в)ничью, 2) зайти (в)ничью квартиру, 3) быть (на)чеку, 4) действовать (в)открытую, 5) действовать (на)искось, 6) быть (по)одаль, 7) (с)просонок, 8) попасть (в)просак, 9) сыграть (на)зло, 10) закричать (в)догонку, 11) быть (на)верху блаженства, 12) будь (по)вашему, 13) (по)видимому, 14) склониться (на)бок, 15) повернуться (на)бок, 16) туго(натуго), 17) с бухты(барахты), 18) (в)насмешку 19) (в)рассрочку, 20) (в)полголоса, 21) (в)плотную, 22) (в)полоборота, 23) разодет (в)пух и прах, 24) (в)рассыпную, 25) видимо (невидимо).
Ответы:
1, 3, 5-11, 14, 20, 21, 22, 24.
2. Отметить случаи раздельного написания наречий:
1) (В)высь подняться, 2) взлететь (в)высь небесную, 3) (в)век не забыть друзей, 4) (в)век компьютеризации, 5) уйти (в)конец коридора, 6) (в)конец разобидеться, 7) (в)косую расчертить, 8) (в)накидку носить пальто, 9) (во)время прийти, 10) (в)пору испытаний, 11) (в)пору сшит костюм, 12) говорить (в)растяжку, 13) отдать сапоги (в)растяжку, 14) (в)тайне готовить сюрприз, 15) (в)тайне кроется ответ, 16) раздаться (в)ширь, 17) (к)верху поднять голову, 18) прикрепить (к)верху двери, 19) (на)верх взойти, 20) взойти (на)верх горы, 21) (на)завтра будет праздник, 22) (на)завтра отложить дела, 23) надеяться (на)удачу, 24) (на)утро выпал снег, 25) строить планы (на)утро.
Ответы:
2, 4, 5, 10, 13, 15, 18, 20, 22, 23, 25.
3. Осложнённое списывание
Настроен (по)боевому, сидел (по)турецки, поступал (по)змеиному, жилось (по)всякому, болтали (по)приятельски, (во)первых, говорил (по)московски, прилечь (где)нибудь, (чуть)чуть рассвело, знал (по)латыни, уйти (подобру)поздорову, сделал (шиворот)навыворот, (в)тридцать(шестых), (худо)бедно.
... по русскому языку 10 -11 класс . – М., 2011 г. Егорова Н.В., Дмитриева Л.П., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русскому языку . 10 класс . – М., «ВАКО», 2006 г. Рабочие программы по русскому языку . 5-11 классы ...