Модернизация российского образования. Модернизация российского образования Программа модернизации образования до
Послание президента РФ Федеральному собранию 5 ноября 2008г. Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже "откатились". И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности. Совсем недавно, вместе с профессиональным сообществом - мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия - инициатива "Наша новая школа".
Программа исследования PISA оценка способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. оценка способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. оценка успешности и эффективности проводимой политики в области общего образования.
Результаты исследования Сравнение результатов стран-участниц со средним баллом стран Результаты выше среднего балла стран (17 стран) Результаты не отличаются от среднего балла стран (4 страны) Результаты ниже среднего балла стран (19 стран) Гонконг, Финляндия, Республика Корея, Нидерланды, Лихтенштейн, Япония, Канада, Бельгия, Макао, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия, Чешская Республика, Исландия, Дания, Франция, Швеция. Австрия, Германия, Ирландия, Словацкая Республика. Норвегия, Люксембург, Польша, Венгрия, Испания, Латвия, США, Российская Федерация, Португалия, Италия, Греция, Сербия, Турция, Уругвай, Таиланд, Мексика, Индонезия, Тунис, Бразилия.
Первое направление. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаю в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов. Их подготовка затянулась. Второе. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Причём, вовсе не обязательно - только с педагогическим образованием. Третье. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно - для пополнения школ новым поколением учителей. Причём, вовсе не обязательно - только с педагогическим образованием.
Четвертое. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Обращаю внимание: российская школа не имеет права быть "ветхой" - и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно - и психологически, и физически. Поручаю Правительству разработать в самое ближайшее время новые принципы работы школ, а также - порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. При этом - необходимо в полной мере использовать результаты, полученные в ходе реализации нацпроекта "Образование".
Пятое. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников - просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно "кивать" только в их сторону - нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход - минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения - в обществе тоже много вопросов.
Выступления Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной на выездном заседании Госсовета России, 18 ноября 2008 г., г. Ижевск Мировой экономический кризис – своего рода тест на конкурентоспособность. Под национальной конкурентоспособностью мы понимаем такое состояние институциональной среды, такой уровень развития человеческого капитала и такую эффективность бизнеса, которые позволяют нашим товарам и услугам успешно конкурировать не только на внутреннем, но и на внешних рынках. В период очень жесткой структурной перестройки экономики - теряя в темпах роста, мы обязаны выиграть в повышении эффективности. Бюджетные организации должны научиться работать в рамках жестких финансовых ограничений и постоянной экономии.
График модернизации образования: 2009 – 12 – – 2010 годы – внедрение основных механизмов комплексной модернизации во всех регионах страны (сейчас он реализован в 31 регионе); 2009 – 2012 годы – модернизация сети образовательных учреждений, введение Федеральных государственных стандартов, содержащих основные требования на результаты и условия образования (все школы должны соответствовать современным требованиям, давать высокое качество); 2009 – 2015 годы – обеспечение выхода системой образования на уровень современного качества образования, обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников образования; 2009 – 2020 годы – вхождение в открытую международную систему сравнительных оценок результатов образования и занятие лидирующих позиций к концу второго десятилетия.
Институциональный минимум до 2010 года, на котором можно строить новую школу 1) Введение нормативного подушевого финансирования, реализация принципа «деньги следуют за учеником»; 2) Введение системы оплаты труда, основанной на оплате разных видов учительской деятельности, а не только уроков, разделении фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую части и на активном участии школьного совета в оценке труда учителя и распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. 3) Система оценки качества образования должна быть основана на уровне компетентностного развития и объеме усвоенных знаний. При этом ЕГЭ остается, наряду с другими формами аттестации, системным элементом оценки образования. 4) Сбалансированная сеть образовательных учреждений: тщательнейшее обследование школьных зданий и честная экспертиза качества образования в каждой школе, здания, в которых детям находиться опасно. Школы, которые не дают качественного образования, должны быть закрыты. 5) Гражданские институты на школьном, муниципальном и региональном уровнях должны стать равноправными институтами образовательной политики и управления школой. 6) Управление, мониторинг и школьная отчетность должны стать цифровыми: получение любой формы отчетности – справка или проведение проверки – происходит через электронные форматы вплоть до лицензирования и аккредитационных процедур.
НСОТ – повышение заработной платы педагога ФОТ – фонд оплаты труда состоит из трех частей 1. Базовый оклад из базового фонда ФОТ; 2. Выплаты компенсационного характера из фонда компенсационных выплат; 3. Выплаты стимулирующего характера из фонда стимулирования;
Виды деятельности учителя и их оплата существующее положение 12 Урочная работа, замены уроков Классное руководство Экзамены, экзаменационные консультации Проверка письменных работ Работа по учебным кабинетам Дежурства Работа с родителями (инд. встречи, беседы, посещение детей и родителей на дому, родительские собрания) Посещение уроков других учителей Подготовка к урокам Самообразование и повышение квалификации. Педагогические советы Семинары, совещания, планерки Методическая работа Экскурсии, выходы в театры и др. внешкольная работа с детьми Внеурочная работа по предмету (олимпиады, научно- исследовательская работа с уч-ся и т.д.) Индивидуальные и групповые занятия с детьми, консультации, собеседования Занятия по ликвидации пробелов в знаниях Занятия с детьми с повышенной мотивацией, с одаренными детьми оплачивается небольшая надбавка не оплачивается за редким исключением не оплачивается
Базовый оклад и все применяющиеся повышающие коэффициенты выплачиваются за: -Урочную работу по учебному плану; -Внеурочную работу с учащимися: -индивидуальная работа с учащимися; -руководство кружком по предмету; -организация внеклассных мероприятий по плану школы; -экскурсионная и иная внешкольная работа с учащимися; -сопровождение олимпиад, конкурсов, фестивалей; -классное руководство -Работу по подготовке и обеспечению учебного процесса -подготовка к урокам; -проверка письменных работ; -заведование учебным кабинетом; -повышение квалификации
Организационно-педагогическую деятельность: -педагогические советы, методические совещания, семинары; -методическая работа, самообразование, посещение уроков; -работа с родителями; -родительские собрания; -оформление личных дел учащихся, выдача аттестатов, выпускные вечера; -составление отчетов для вышестоящего администратора; -дежурства
Наименование деятельностиТрудоемкость работ за год, час 1. Урочная работа по учебному плану Внеурочная работа с учащимися: 151 -индивидуальная работа с учащимися; -руководство кружком по предмету; -организация внеклассных мероприятий по плану школы; -экскурсионная и иная внешкольная работа с учащимися; -сопровождение олимпиад, конкурсов, фестивалей; классное руководство 60,4 11,3 45,3 3. Работа по подготовке и обеспечению учебного процесса: 315 -подготовка к урокам; -проверка письменных работ -заведование учебным кабинетом -повышение квалификации; 143,2 114,3 4. Организационно-педагогическая деятельность: 164 -педагогические советы, методические совещания, семинары; -методическая работа, самообразование, посещение уроков; -работа с родителями; -родительские собрания; -оформление личных дел учащихся, выдача аттестатов, выпускные вечера; -составление отчетов для вышестоящего администратора; -дежурства 29,8 14,9 44,7 ИТОГО Т год= 1260
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ высокий профессионализм и качество выполняемой работы; качественное выполнение порученной работы, связанной с обеспечением учебного процесса или уставной деятельностью учреждения; внедрение новых методов и разработок в образовательный процесс, использование современных информационных технологий и инновационных и (или) авторских программ в образовании; внедрение и использование новых технических средств обучения в учебном процессе, использование здоровьесберегающих технологий; ведение работы в условиях проведения объявленного эксперимента в рамках выполнения федеральных, региональных и иных утвержденных программ; достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, за стабильность и рост качества обучения; подготовка призеров олимпиад, конкурсов; участие в методической работе (конференциях, семинарах, методических и учебно-методических объединениях); организация и проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж образовательного учреждения; высокий уровень исполнительской дисциплины; достижение высоких результатов в воспитательной работе.
До 2015 года обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников образования и построение новой модели сетевого повышения квалификации Создание системы аттестации работников образования и переход от добровольной к обязательной аттестации. Аттестация может быть в двух вариантах: «+» или «–», то есть результатом аттестации может быть право учителя быть учителем в школе. Или с присвоением категории: высшая, средняя, низшая. Эту норму необходимо закрепить в Федеральном стандарте и в течение 5 лет провести эту процедуру.
Аттестация педагогических работников направлена на решение следующих задач: подтверждение соответствия работников занимаемой ими должности; повышение уровня профессионального мастерства и распространение инновационного опыта; стимулирование их внутриорганизационного личностного карьерного (статусного) профессионального роста.
По итогам аттестации могут быть установлены следующие квалификационные категории: Базовая квалификационная категория присваивается педагогическим и руководящим работникам, подтвердившим соответствие занимаемой должности. Соответствие занимаемой должности педагогического или руководящего работника определяется посредством оценки уровня профессиональной подготовленности (теоретической, предметной, психолого-педагогической, методической и т.п.) с учетом современных достижений в области профессиональной деятельности. Аттестация на подтверждение права занятия соответствующей должности для педагогических и руководящих работников является обязательной и проводится не реже 1 раза в пять лет.
Первая квалификационная категория присваивается педагогическим работникам, обеспечивающим высокое качество образования детей, владеющим и эффективно применяющим в практической профессиональной деятельности инновационные образовательные методики и технологии, включенным в методическую работу. Высшая квалификационная категория присваивается педагогам, обеспечивающим высокое качество образования, владеющим инновационными образовательными методиками и технологиями, и активно их распространяющими в профессиональном сообществе, занимающимся инновационной деятельностью.
Аттестация на первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников является добровольной. При этом сохраняется обязательность получения педагогическими работниками базовой категории вне зависимости от факта и сроков получения первой или высшей квалификационной категории. Срок действия первой и высшей квалификационных категорий – 5 лет.
По результатам педагогической деятельности в межаттестационный период педагогическому работнику могут присваиваться статусные звания. Статусные звания (учитель-наставник, учитель- исследователь, учитель-методист, старший учитель, куратор, учитель-консультант, учитель- воспитатель и т.п.) отражают успешность и качество выполнения конкретных видов работ, включая педагогический портфолио, и определяются образовательным учреждением самостоятельно. Статусное звание присваивается на основании анализа произведённых стимулирующих выплат за три предшествующих года.
Условия достижения цели аттестации педагогических работников Основанием аттестации должна быть, прежде всего, реальная результативность работы педагога, понимаемая в соответствии с современными представлениями о качестве образования. Результаты аттестации должны существенным образом сказываться на определении базовой части оплаты труда учителя (то есть «разрыв» в заработной плате между отдельными категориями должен быть значительным). Это означает, что «предметом» аттестации должна быть способность педагога обеспечивать определенный, качественно заданный уровень результативности, и этот уровень должен быть «прописан» через характеристики достижений детей и «педагогических условий». Чтобы аттестация педагогов стала более объективной, чувствительной к качеству образования и его новым параметрам, процедура ее проведения должна стать открытой и прозрачной, в частности, за счет возможности участия общественности и независимых экспертов.
Высокое качество образования определяется как Высокая динамика достижений детей в области предметных знаний и общеучебных и социальных компетентностей. Этот параметр является даже более важным, чем абсолютные показатели достижений, поскольку отражает именно результативность усилий педагога, а не влияние результатов исходного уровня подготовленности детей или конкретной социальной ситуации развития. Уровень достижений детей выше или не ниже среднестатистических по региону. Этот критерий отражает способность педагога обеспечить не ниже чем средний уровень достижений детей, не ниже чем среднестатический по региону.
Под достижениями понимаются Предметные знания, общеучебные и социальные компетентности Оценка общеучебных компетентностей предполагает проведение мониторинговых исследований разного уровня (регионального, муниципального, в отдельных образовательных учреждениях). Под общеучебными компетентностями понимается набор умений, позволяющих человеку решать задачи следующих типов: анализировать границы своего знания и обнаруживать проблему; искать обобщенные способы решения; ориентироваться в информационном пространстве, в том числе пользоваться электронными информационными ресурсами для решения задач разных типов; находить и анализировать информацию, важную в контексте поставленной задачи; адекватно оценивать свои возможности и уровень достижений и т.д. Оценка социальных компетентностей предполагает учет в форме портфолио разнообразных внеучебных достижений детей, в том числе участие в различных социальных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.
Математическая грамотность Способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; Формулировать эти проблемы на языке математики; Решать эти проблемы, используя математические факты и методы; Анализировать использованные методы решения; Интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; Формулировать и записывать результаты решения.
Умения решать проблемы способности: умения учащихся решать междисциплинарные жизненные проблемы, требующие способности: ориентироваться в необычной обстановке, выявлять необходимую информацию, существующие препятствия, находить возможные альтернативы и пути решения, разрабатывать стратегии, решать сами задачи, представлять и аргументировать найденные решения.
Новые формы аттестации Новые формы аттестации должны моделировать существенные стороны профессиональной деятельности педагога. Наиболее интересными представляются две формы аттестации: сбор профессионального портфолио педагога и защита профессионального проекта. При этом портфолио должно быть обязательной частью аттестации, а защита профессионального проекта может вводиться для перехода к высшей категории и подтверждения высшей категории, а также для перехода к первой категории.
Характеристики качества образования, предоставляемого педагогом динамические показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы абсолютные показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников.
Динамические показатели качества образования: позитивная динамика предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы (тревожности, познавательной активности и т.д.). Динамические показатели важны, т.к. они отражают результаты собственно профессиональной деятельности педагога по решению профессиональных проблем. Учет исключительно абсолютных достижений может привести к поощрению искусственного отбора детей и оценке не качества работы педагога, а уровня подготовленности детей. Динамика развития учащихся отслеживается по результатам мониторинга самого педагога, представляя при этом собой интегральный показатель условий и качества образования. Речь идет о защите педагогом собственного диагностического проекта: что включается в диагностический блок, какие решения принимаются по результатам диагностики, к каким сдвигам в развитии детей они приводят.
Абсолютные показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы. К ним относятся высокие достижения детей: победы на олимпиадах, участие в проектах различного типа, результаты, не ниже средних или превышающие средние по данным региональных или муниципальных мониторинговых исследований качества образования. Высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников. Высокие оценки родителями деятельности учителя представляют ценность, поскольку отражают соответствие результатов образования ожиданиям граждан. При этом представляется целесообразным ориентироваться на мнение родителей именно при присвоении высшей категории, в этом случае информативным будет попадание педагога в «десятку лучших педагогов школы» по данным школьного социологического опроса.
Показатели владения педагогом современными технологиями Учит детей определять границы своего знания, ставить проблему, Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями, Организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе, Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета Использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве Организует проектные и событийные формы работы Организует совместно-распределенную деятельность детей во внеучебной работе Обеспечивает включение детей в социально-значимые проекты Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей Применяет информационные технологии в образовательном процессе
Показатели включенности в методическую работу 1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода. При этом аттестация должна учитывать разнообразные, в том числе и нецентрализованные формы повышения квалификации, в частности, в рамках сетевого взаимодействия с инновационными школами, стажировки, инициированные попечительским советом школы, участие в мастер-классах, конференциях, круглых столах и т.д. 2. Разработка программ факультативов, курсов с углубленным изучением предмета и т.д. 3. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.
Показатели инновационной (проектной) деятельности Единицей инновационной деятельности является образовательный проект педагога. Образовательный проект предполагает осознание проблематики, обнаруженной в ходе работы, постановку профессиональной цели, предложение инновационного средства решения проблемы. Показателями наличия образовательного проекта, попадающими в портфолио, являются: 1. обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (проведение собственных мастер- классов, выступления на семинарах, конференциях, круглых столах и др.); 2. наличие авторских текстов (статей в периодике и др.) по разрабатываемой проблематике, 3. отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики.
К 2020 году эффективное обеспечение развития инновационной экономики и занятие лидирующих позиций в международной системе сравнительных оценок результатов образования Реализация новой модели «Российское образование 2020». Участие в международных исследованиях оценки качества образования.
Гоголева Л.А – учитель-логопед
МБДОУ детский сад "Берёзка"
Г. Бор Нижегородской области.
Модернизация Российского образования
Дефиниция «модернизация» превратилась в начале ХХI в в одну из имиджевых характеристик, которая охватывает все сферы государства и общества, совокупность политических, социальных и экономических отношений. Осуществление научно обоснованной модернизации российского образования является необходимым и важнейшим условием решения социально-экономических проблем, стоящих перед обществом.
В ходе своего исторического развития отечественное образование неоднократно подвергалось реформам, в разной степени и в различных аспектах менявшим его направленность, содержание, структуру. В настоящее время разворачивается сложный процесс выработки новой стратегии развития российского образования, которая позволила бы сохранить преимущества традиционного российского образования, обеспечив ему в то же время конкурентоспособность в современном мире.
Все это нашло свое воплощение в ряде документов стратегического и прогностического характера, например, в таком, как «Стратегия-2020 – Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» (2011), где имеется существенный раздел, посвященный обоснованию стратегического видения процессов и результатов модернизации системы российского образования.
Стратегическое значение для модернизации российского образования имеют и ранее принятые документы: «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2011), «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (2009) и «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2008), представляющая собой первый вариант «Стратегии-2020».
Непосредственно в сфере образования стратегический характер носят на современном этапе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., а также «Программа развития образования до 2020 года» (2012) и Распоряжение Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева № 2620?р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (2012), получившее название «дорожной карты».
В анализируемых документах формулируется ряд стратегических принципов, на основе которых должна осуществляться модернизация образования. В целом стратегия модернизации системы образования Российской Федерации трактуется в этих документах как официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в сфере образования, констатирующих состояние системы российского образования и определяющих основные направления развития системы образования на долгосрочную перспективу.
Председатель Правительства России подписал Концепцию долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.
Первая задача - обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов; обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах; развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.
Вторая задача - модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе: создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.
Третья задача - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе: создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования; формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.
Четвертая задача - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания:прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения; прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.
Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы направлена на:
формирование гибкой, подотчётной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации; развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей; модернизацию образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодёжи, развитию потенциала молодёжи.
В состав государственной программы включены следующие подпрограммы:
Развитие профессионального образования;
Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей;
Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования;
Вовлечение молодёжи в социальную практику;
Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы» и прочие мероприятия в области образования государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы»;
Реформирование и модернизация российской системы образования назревала уже давно, поскольку последний закон "Об образовании", принятый еще в 1992 году (более 20 лет назад!), уже не соответствовал современным реалиям. Новый закон "Об образовании", прежде всего, отличается от старого своими объемами: в отличие от старого закона, который состоял из 6 глав и 58 статей, новый закон содержит 15 глав и 111 статей. И это не удивительно, поскольку новый закон заменяет собой все основные документы, регламентирующие образовательный процесс в России. Другими словами, если раньше практически каждая сфера образования руководствовалась не только законом "Об образовании", но и подзаконными нормативными документами (например, "Типовое положение о ВУЗе" или "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"), то сейчас все нормы и положения "собраны" в одном документе, что значительно облегчает изучение прав и обязанностей участников образовательного процесса.
В новом законе, как и в предыдущем, предусматривается обеспечение прав каждого гражданина России на БЕСПЛАТНОЕ дошкольное, общее среднее (в том числе, начальное и основное) и средне-профессиональное и образование. На конкурсной основе можно будет получить бесплатно и высшее образование, но только в том случае, если студент получает образование данного уровня впервые.
Единственные отрасли образования, которых коснулись изменения в плане общедоступности и бесплатности, это начальное профессиональное и послевузовское профессиональное образование - если в старом законе статья 5 гарантировала бесплатность этих отраслей, то в новом законе они уже не упоминаются. Но есть и хорошая новость, новый закон гарантирует не только бесплатность среднего профессионального образования, но и его получение не на конкурсной основе. Другими словами, новым законом создаются максимально благоприятные условия для получения рабочих специальностей, недостаток которых ощущается сегодня на рынке труда особенно остро.
Впервые на законодательном уровне закреплено внедрение и освоение современных образовательных программ, технологий, форм и методов обучения (в том числе, сетевого и электронного обучения на всех уровнях образования). То есть, данные формы обучения, а также дистанционные технологии образования, перешли из разряда "экспериментальных" в полноценные формы обучения, которые не только могут, но и должны внедряться в современных учебных заведениях (кстати, само понятие "учебное заведение" упразднено - вместо него появилось понятие "образовательная организация"). Соответственно новый закон предусматривает использование в образовательном процессе не только печатных, но и электронных ресурсов.
До 1 сентября 2013 года общее образование в России включало в себя три ступени: начальное, основное и полное среднее образование. При этом получить общее среднее образование можно было только в школах (если, конечно, у ребенка не имелось противопоказаний по состоянию здоровья). В новом же законе "Об образовании" программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования признаны преемственными, а получить общее образование можно в любой образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также в форме семейного образования. При этом допускается получение среднего общего образования и в форме самообразования, с правом прохождения промежуточной и итоговой государственной аттестации в образовательных организациях.
Отметим, что если раньше форма получения общего образования регулировалась только на государственном уровне, то сейчас форму обучения определяют родители (или законные представители) несовершеннолетнего обучающегося на основе своих возможностей, требований к образовательной программе и мнения самого ребенка.
Согласно новому закону "Об образовании" все образовательные организации России обязаны не только создать открытые и общедоступные ресурсы с максимально полной информацией о самом учебной заведении и его актуальной деятельности, но и обеспечить доступ к таким ресурсам посредством их публикации в информационно-телекоммуникационных сетях. Иными словами, каждый детский сад, школа, техникум или ВУЗ обязан иметь собственный сайт, на котором должна быть представлена актуальная информация, содержащая:
· данные об образовательной организации (дата создания, учредители, месторасположение, график работы, структура, реализуемые образовательные программы и т.д.);
· отчеты о результатах деятельности;
· размер и порядок оказания платных услуг;
· предписания органов госнадзора и отчеты об исполнении предписаний;
· другие сведения, не относящиеся к государственной или охраняемой законом тайне.
Исходя из данных, опубликованных на таких ресурсах, независимые институты будут проводить оценку качества деятельности образовательных организаций. По мнению специалистов, независимая оценка качества образования будет способствовать повышению конкурентоспособности среди образовательных организаций, а также позволит обучающимся и их родителям выбирать учебное заведение исходя не только из удобства месторасположения и престижности образовательной организации, но и на основе реальной оценки качества предоставляемых образовательных услуг.
Вместе с тем содержащийся в названных документах гносеологический и аналитический инструментарий и предложенные подходы к выработке стратегии модернизации российского образования представляют собой матрицу для формирования теоретико-методологической базы ретроспективных исследований. А это, в свою очередь, имманентно предполагает исторический анализ процесса разработки и осуществления стратегий модернизации российского образования.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
3.3. Развитие образования
Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся важнейшей предпосылкой динамичного экономического роста и социального развития общества, условием благополучия и безопасности страны.
Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
В основу модернизации системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных и командных подходов, логики «деньги в обмен на обязательства», конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. Отдельные направления модернизации должны продолжать реализовываться в масштабах национального проектирования.
Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
Первая - обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями, включая:
расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих расширение осваиваемых обучающимися компетентностей при сохранении сроков обучения, модернизация системы образовательных стандартов общего и профессионального образования с целью обеспечения их соответствия потребностям современной инновационной экономики;
внедрение механизма оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга (с участием представителей работодателей и общественных объединений), создание в регионах интегрированных центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;
широкое системное распространение модульных программ профессиональной подготовки, обеспечение возможности выстраивания студентами и учащимися индивидуальных образовательных траекторий;
обеспечение участия общественности и бизнес-организаций в управлении учебными заведениями и контроле качества образования (наблюдательные советы, попечительские советы, школьные управляющие советы);
привлечение объединений работодателей к участию в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов в области профессионального образования, формированию перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования;
переход к нормативному подушевому бюджетному финансированию образовательных организаций, в т.ч. предоставляющих услуги профессионального образования, с обеспечением доступа к возможности получения бюджетного финансирования негосударственных образовательных организаций;
распространение практики формирования фондов целевого капитала, обеспечивающих устойчивое финансирование образовательных организаций из средств благотворительных пожертвований;
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических, педагогических и управленческих кадров для всех уровней системы образования, включая стимулирование притока в сферу образования молодых кадров.
Вторая - создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики:
обеспечение полномасштабного перехода к уровневому высшему образованию, включая предоставление части программ среднего профессионального образования статуса бакалавриата;
предоставление на конкурсной основе поддержки университетам, реализующим во взаимодействии с наукой и бизнесом инновационные программы развития, включая поэтапное формирование научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;
расширение масштабов исследовательской и инновационной деятельности в вузах с развитием на их базе инновационной инфраструктуры, включая бизнес-инкубаторы и технопарки, в том числе в рамках реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства;
формирование комплексных учебных центров профессиональных квалификаций (ресурсных центров) на базе учреждений начального и части учреждений среднего профессионального образования, с последующей передачей общеобразовательных и социальных функций учреждений начального профессионального образования системе общего образования;
распространение практики реализации региональных комплексных проектов модернизации общего образования на всей территории страны;
развитие профильного обучения на старшей ступени общего образования, включая расширение возможностей профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей;
привлечение ведущих университетов к повышению квалификации учителей, работе с талантливыми детьми, оценке качества школьного образования;
развитие механизмов конкурсной поддержки организаций общего образования, обеспечивающей формирование инновационных образовательных программ и использование новых технологий обучения;
развитие системы дополнительного образования школьников, расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку), развитие услуг раннего образования и консультирования для семей с детьми.
Третья - обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью:
реформирование системы стипендиального обеспечения студентов (существенное увеличение их размера при повышении адресности их предоставления);
обеспечение университетов общежитиями и помещениями для внеаудиторных занятий, отвечающих современным требованиям в рамках реализации проектов, финансируемых на конкурсной основе;
развитие механизмов государственной поддержки образовательного кредитования;
стимулирование расходов на профессиональное образование граждан и работодателей, включая увеличение размера социальных вычетов при определении обязательств по налогу на доходы физических лиц;
создание при университетах подготовительных отделений, финансируемых из федерального бюджета, доступных в первую очередь для граждан, проходивших военную службу по контракту;
развитие механизмов дистанционного образования в организациях высшего и дополнительного образования;
формирование системы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования, развитие системы интернатов для талантливой молодежи, проведение летних научных лагерей и школ, развитие системы конкурсов и олимпиад, с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций.
Четвертая - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая:
создание системы внешней независимой сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;
систематизация и обобщение требований к работникам всех квалификационных уровней, установленных в Российской Федерации в единой национальной квалификационной рамке;
формирование образовательной инфраструктуры, позволяющей человеку на протяжении всей жизни осваивать новые квалификации: создание открытого национального депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых технологий, широкого спектра качественных инновационных программ непрерывного профессионального образования, в том числе сетевых;
содействие формированию системы независимой оценки качества непрерывного образования и развитию конкуренции на рынке услуг дополнительного образования;
предоставление поддержки созданию системы информационной и консультационной поддержки граждан и работодателей по вопросам получения непрерывного образования;
содействие повышению мотивации граждан к получению новых квалификаций;
повышение эффективности механизмов ресурсного обеспечения программ непрерывного образования; обеспечивающих в т.ч. создание условий для расширения практики обучения сотрудников предприятиями и организациями; предоставление права на подготовку, переподготовку и повышение квалификации профессиональных кадров организациям, не являющимся образовательными, включая коммерческие организации, с обеспечением доступа указанных организаций к бюджетному финансированию;
создание системы профессионального обучения (и сертификации под требования российского рынка труда) трудовых мигрантов на контрактной основе с последующей их отработкой по востребованным экономикой России специальностям;
максимально эффективное использование человеческих ресурсов.
Решение поставленных задач модернизации образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий и квалификационный капитал страны, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России.
Чтобы обеспечить конкурентоспособность системы образования, необходимо увеличение оплаты труда работников образовательных организаций до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда квалифицированных работников в коммерческом секторе экономики, а для профессорско-преподавательского состава ведущих университетов - до более высокого уровня, что с учетом потребности в масштабной модернизации технологической базы образования требует обеспечить рост доли расходов на образование в ВВП.
Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,6% ВВП (в 2006-2007 годах) до 5,5-6% ВВП в 2020 году, в том числе расходы бюджетной системы - с 3,9% до 4,5% ВВП; темп роста государственных расходов в период 2008-2010 годов составит не менее 10-14% в год до 2020 года1 .
Ключевые этапы и показатели реализации поставленных задач следующие:
До 2012 года:
переход к обучению в общеобразовательных учреждениях и организациях профессионального образования по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики;
переход на уровневые программы подготовки специалистов; преобразование не менее 20% учреждений среднего профессионального образования в образовательные учреждения, реализующие программы бакалавриата;
перевод большинства школ и учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование;
создание в большинстве школ и учреждений профессионального образования попечительских, наблюдательных и управляющих советов;
разработка стандартизированной программы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» и проведение аттестации всех руководителей образовательных организаций по завершении ее прохождения;
введение стимулирующих надбавок преподавателям, учителям и управленцам с учетом результативности их деятельности и эффективности использования современных образовательных технологий;
создание условий для обеспечения участия работодателей в оценке профессиональных квалификаций в системе профессионального образования во всех регионах;
предоставление на конкурсной основе поддержки вузам, реализующим программы взаимодействия с наукой и бизнес-сектором (не менее 50 программ), включая строительство 15 университетских кампусов;
обеспечение поддержки студенческой и преподавательской академической мобильности, предоставляемой на конкурсных условиях;
вхождение России в ведущие международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений;
учет фактора проведения регионами институциональных преобразований в сфере образования при предоставлении регионам дополнительной финансовой поддержки;
развитие программ профильного обучения на старшей ступени общего образования;
внедрение различных моделей образования детей дошкольного возраста на базе некоммерческих организаций, учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, включая нормативное финансирование клубов раннего образования и консультирования для семей с детьми;
предоставление всем детям дошкольного возраста возможности получать услуги дошкольного образования.
2013-2017 годы:
формирование не менее 6-8 научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;
достижение образовательной системой страны результатов, необходимых для нахождения по итогам международных сопоставительных исследований в верхней трети рейтинг-листа по всем показателям качества общего образования;
ежегодная поддержка до 100 организаций, реализующих инновационные программы непрерывного профессионального образования;
сертификация квалификаций 60% трудоспособных мигрантов;
создание условий для участия в программах повышения квалификации и/или переподготовки не менее 20-25% занятого населения.
2018-2020 годы:
формирование не менее 10-12 научно-образовательных комплексов мирового уровня;
создание условий для привлечения молодых кадров в систему профессионального образования с достижением показателей среднего возраста профессорско-преподавательского состава вузов на уровне средних показателей стран ОЭСР;
завершение формирования полномасштабной системы непрерывного образования;
создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;
доля программ непрерывного образования, прошедших общественно-профессиональную аккредитацию, - 90%;
удельный вес предприятий и организаций, имеющих программы подготовки и/или переподготовки и повышения квалификации кадров, - 20%;
создание условий для участия в программах повышения квалификации и/или переподготовки не менее 25-30% занятого населения.
1 Для сопоставления, по данным Росстата, государственные расходы на образование составляют в настоящее время в Германии - 4,8% ВВП, Великобритании - 5,3% ВВП, Франции - 5,6% ВВП, США - 5,6% ВВП, а в среднем по странам G8 (без учета Российской Федерации) - 5,0% ВВП.
В 2015 году Федеральная целевая программа развития образования на 2011 -2015 годы завершается. На смену ей приходит новая — Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 годы (далее — Программа), Концепция которой утверждена постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 2765-р. Государственными заказчиками Программы выступают Министерство образования и науки РФ и Федеральная служба по надзору в сфере образования (Рособрнадзор).
Предлагаемая к реализации Программа содержит ряд комплексных задач, которые выступают как цементирующие основы для скрепления уровней и видов образования в единое целостное здание современного конкурентоспособного образования, выступающего основой формирования личности, человеческого капитала как важнейшего фактора поступательного развития российского общества, государства и экономики.
При этом целью Программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала. Достижение поставленной цели предполагается за счёт реализации следующих задач:
- создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики;
- развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования, в том числе за счёт выполнения комплекса мер по использованию ранее разработанных и внедрённых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
- реализация мер популяризации среди детей и молодёжи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодёжи;
- создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовку кадров для современной экономики;
- формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.
В Программе применяется среднесрочный 5-летний период планирования деятельности, как наиболее эффективный. При этом предполагается 2 этапа реализации Программы: 2016 -2017 годы — первый этап, 2018 — 2020 годы — второй этап. Цель и задачи Программы будут достигнуты при завершении второго этапа.
Контроль и организацию комплексного мониторинга хода реализации Программы осуществляет Министерство образования и науки РФ. В целях привлечения общественности к управлению Программой создается научно-координационный совет, в состав которого войдут учёные и специалисты, представители предпринимательского сообщества, общественных (в том числе молодежных) объединений, а также представители органов исполнительной власти. Промежуточные отчеты и годовые доклады о ходе реализации Программы должны быть доступными для населения.
Решение задач Программы обеспечивается путем проведения соответствующих мероприятий.
В частности, для обеспечения развития современных механизмов, содержания и технологий общего образования предусматриваются следующие мероприятия.
Реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитического сопровождения ее распространения. В рамках мероприятия предусматриваются:
- поддержка региональных программ развития дошкольного образования, родительского просвещения;
- внедрение новых ФГОС ДО;
- создание в каждом регионе условий для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования (ДО);
- повышение квалификации по новым образовательным программам 95 процентов педагогических работников и управленцев ДО.
За пятилетие доля регионально-муниципальных систем дошкольного образования, в которых созданы условия и механизмы для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования, должна возрасти с 7 до 100%.
Повышение качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации пилотных региональных проектов и распространения их результатов. В рамках мероприятия предусматриваются:
- реализация пилотных проектов по повышению качества образования;
- модернизация нормативно-методической базы;
- распространение на все регионы лучших практик работы.
Ожидается, что доля региональных систем общего образования, в которых успешно реализованы проекты по повышению качества образования в таких общеобразовательных организациях, за 5 лет должна возрасти с 4 до 60%.
Создание сети школ , реализующих экспериментальные и инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, путем конкурсной поддержки школьных инициатив и сетевых проектов. В рамках данного мероприятия предусматриваются:
- создание не менее 200 инновационных школ;
- отработка и готовность к распространению модели использования в школах новых технологий обучения и воспитания;
- поддержка региональных программ модернизации сети (формирование эффективных сетей) общеобразовательных организаций;
- создание не менее 30 национальных методических сетей по распространению конкретных образовательных технологий.
Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС путём разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений. В рамках мероприятия предусматриваются:
- реализация положений Концепции развития математического образования в РФ;
- создание и реализация Концепции модернизации образования, обновление содержания образования в сфере русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии;
- создание сетевых методических объединений учителей по предметным областям математики, русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии.
Обеспечение роста качества педагогических кадров в школах путем конкурсной поддержки региональных программ и экспертно-аналитического сопровождения таких программ. В рамках мероприятия предусматриваются:
- внедрение во всех регионах оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками;
- реализация нового стандарта профессиональной деятельности, включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей;
- реализация пилотных проектов привлечения и закрепления в школах лучших выпускников вузов и талантливых педагогов, выделение и распространение лучших практик.
Доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, за 5 лет должна увеличиться с 30 до 43%.
Привлечение организаций высшего и профессионального образования к работе с талантливыми детьми путем конкурсной поддержки проектов сезонных и заочных школ, конкурсов и олимпиад. В рамках мероприятия предусматриваются:
- обеспечение ежегодного проведения сезонных школ, всероссийских конкурсов для талантливых детей вузами и организациями среднего профессионального образования;
- обеспечение функционирования национальных заочных школ для мотивированных школьников.
Популяризация среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности , выявления талантливой молодежи. Предусматривается реализовать следующие мероприятия:
- развитие научно-технического и инновационного творчества детей и молодежи путем конкурсной поддержки центров научно-технического творчества молодежи и распространения их опыта;
- реализация механизмов вовлечения молодежи в активную социальную практику;
- совершенствование моделей и механизмов организации отдыха и оздоровления детей;
- разработка и реализация комплекса мер по формированию здорового образа жизни среди обучающихся.
Предполагается, что в результате реализации мероприятий будут сформированы новое содержание общего (включая дошкольное) образования и технологии обучения по общеобразовательным программам, а также оказана методическая и инновационная поддержка развитию образовательных систем дошкольного образования.
Планируется создание национально — региональной системы независимого мониторинга и оценки качества образования на всех его уровнях, обеспечение создания новых инструментов и оценочных процедур (включая международные исследования качества), в т. ч. и в общем образовании. При этом предусматривается ряд мероприятий:
- реализация пилотных проектов создания региональных систем оценки качества на всех уровнях общего образования (включая дошкольное);
- создание национального мониторинга образовательных достижений, позволяющего оценивать качество образования в региональном и национальном масштабах по основным дисциплинам не менее чем в 3 периодах обучения;
- модернизация процедур и механизмов единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации;
- формирование механизмов привлечения общественности к оценке качества общего образования на всех его уровнях;
- создание открытых систем данных для формирования пользовательских рейтингов.
При этом доля субъектов Российской Федерации, в которых созданы и функционируют региональные системы оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, в общем количестве субъектов Российской Федерации должна увеличиться с 10 до 100%, а доля региональных систем образования, в которых разработаны и распространены для использования оценочные инструменты (на основе международных) в целях проведения внутрирегионального и межрегионального анализа и оценки качества образования — с 1 до 20%.
По вопросам общего образования в Программу предлагается включить мероприятия и комплексные проекты по:
- мониторингу трудоустройства выпускников образовательных организаций;
- сопровождению их профессиональной карьеры и процесса их дальнейшего непрерывного образования (включая дополнительное профессиональное образование и неформальное образование взрослых);
- переходу к системе эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками.
В Концепции отмечено, что решение поставленных в Программе задач будет реализовано через улучшение материально-технической базы образовательных организаций.
Особое внимание в Программе уделяется вопросу сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, а также самих образовательных организаций. При реализации данного вопроса возрастает роль создания и развития социально-профессиональных сетей, в которых будет осуществляться обмен опытом и выдвижение образовательных инициатив на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также отдельных образовательных организаций. Вопрос сетевого взаимодействия для системы образования впервые был обозначен в Федеральном законе ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (статья 15).
В документе указаны основные риски по реализации Программы :
- Неэффективное использование финансовых ресурсов, что особенно опасно в условиях роста государственных расходов на образование;
- Сокращение ранее выделенного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае потребуется реструктуризировать Программу, разработать и реализовать механизмы приостановки уже начатых изменений.
- Неэффективное управление Программой (риск неэффективных управленческих решений в ходе выполнения Программы; риск отсутствия необходимой координации при реализации Программы).
Отмечается, что одним из важнейших факторов снижения рисков является своевременная разъяснительная работа среди населения, его информирование о целях, задачах и ходе реализации Программы. Необходимы проведение социологических измерений и работа по формированию позитивного общественного мнения, вовлечение работодателей, родителей, средств массовой информации и иных заинтересованных групп в управление системой образования.
Предполагается, что реализация Программы позволит создать механизм необратимых поступательных позитивных системных изменений в образовании Российской Федерации.
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;
Базисный учебный план 2004 г. (Пр. МО Р от 9 марта 2004.№ 1312);
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования (Пр. МО Р от 5 марта 2004 г. №1089).
2007/08 учебный год – теоретическая отработка модели стандарта второго поколения
2008/09 г учебный год – эксперимент по начальной школе по апробации стандартов второго поколения в 15 пилотных регионах РФ (Санкт-Петербург, Омск, Челябинск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Оренбург…).
Стандарты первого поколения.
Стандарты первого поколения.
Цель:
Сохранение единого базового ядра образования в российских школах.
Ориентированы на результаты предметного обучения и сохранение высокого уровня знаний. (ЗУНы)
Непрерывность образования
Учет возрастных возможностей ребенка
Учет его индивидуальных возможностей
Здоровьесбережение
Взаимосвязь с окружающим миром
Развитие личности как субъекта творческой деятельности
Признание ребенка как активного субъекта познания
Доступность и достаточность
Духовно-нравственное воспитание
Психологическая адаптация
Взаимодействие семьи и педагога
Три группы требований:
Три группы требований:
К структуре основных общеобразовательных программ
К результатам освоения
К условиям их реализации
Новые стандарты определяют требования к системе образования, а не к ученику, как это было раньше .
Результаты общего начального образования
Предметные результаты (ЗУНы, опыт творческой деятельности и др.). Выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта .
Метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе предметного содержания, применяемые как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях )
Личностные результаты (система ценностных ориентаций, мотивы деятельности, интересы, толерантность)
Имеющие универсальное значение, такие как обобщенные способы решения учебных задач (формулировка вопроса, наблюдение, фиксация и организация данных, их первичная интерпретация, презентация результатов).
Умение работать с разными источниками информации – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой.
–
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий, инициирующих детское действие
Личностные
Личностные
- самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
- смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
- морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
Можно выделить 4 блока:
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД.
Личностные УУД.
Регулятивные УУД.
«Универсальные учебные действия» (УУД ) – способы действий, освоенные на базе предметного содержания и применяемые как в области образовательного процесса (в новых условиях и контекстах), так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. умение учиться (способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения нового социального опыта).
включают:
Познавательные универсальные действия включают:
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и фомулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
-структурирование знаний и т. д.
2.Логические универсальные действия :
- анализ объектов с целью выделения признаков;
-синтез – составление целого из частей;
-выбор оснований и критериев для сравнения и т. д.
3.Постановка и решение проблемы :
- формулирование проблемы;
-самостоятельное создание способов решения проблемтворческого и поискового характера.
Коммуникативные действия –
Коммуникативные действия – межличностное и деловое сотрудничество, позитивное и ответственное отношение к миру природы и культуры, малой родине и Отечеству.
К ним относятся:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-разрешение конфликтов – выявление, поиск способов решения и его реализация;
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и и условиями коммуникации
Личностные УУД
Личностные УУД
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях:
личностное , профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование , т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
нравственноэтическая ориентация , в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД
Регулятивные УУД
обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности:
целеполагание,
планирование,
-прогнозирование,
-контроль,
-коррекция,
-оценка,
-саморегуляция.
Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса
Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовый и повышенные
Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций
«Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ
«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
УРОВНЕВАЯ
УРОВНЕВАЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Игры и эксперименты
Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.)
Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.)
(чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)
Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)
Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.)
Ежедневный счет, вычисления, решение задач
Игры и эксперименты
Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами)
Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты)
Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий)
Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение
Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.)
Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)
Профессиональное мастерство
Профессиональное мастерство
- Проектирование учебного процесса
- тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса;
- проектирование «учебных ситуаций»;
- Организация работы учащихся
- в группах и парах,
- в мобильных группах,
- индивидуальная поддержка детей,
- организация проектной деятельности;
- Оценочная деятельность
Позиционирование учителя
Позиционирование учителя
ИКТ-компетентность
ИКТ-компетентность
Общепользовательские инструменты
- текстовый редактор,
- редактор презентаций,
- динамические таблицы, базы данных
Мультимедийные информационные источники
Инструменты коммуникации
- электронная почта,
- Интернет
ИКТ-средства
- системы управления учебным процессом,
- интерактивная доска,
- цифровое и мультимедийное учебное оборудование